Прохоров В. Н icon

Прохоров В. Н




НазваниеПрохоров В. Н
Дата конвертации17.05.2015
Размер364.58 Kb.
ТипДокументы
источник

Муниципальная целевая инвестиционная программа энергосбережения является основным инструментом и источником средств для реформ инфрастуктуры энергообеспечения муниципальных образований


Прохоров В.Н.,

Руководитель Рабочей группы КМО РФ

по содействию развития ЖКХ МО
Нами был проделан анализ Программ энергосбережения крупных городов и всех Субъектов Федерации.

Индивидуальные особенности программ, которые могут быть применены при разработке и реализации Программы "Энергосбережения" муниципальных образований (далее МО) есть в семи регионах:

  1. Санкт - Петербург - опыт организации финансирования энергосберегающих технологий.

  2. Ярославль - опыт создания автоматизированной системы управления городским хозяйством.

  3. Череповца - опыт управлению тарифами и инвестициями за счет качественного анализа покупательского спроса населения и оценки стоимости услуг предприятий, оказывающих услуги населению.

  4. Новосибирск - опыт по реализации программы энергосбережения в социальной сфере по договорам с частными компаниями.

  5. Нижний Новгород - опыт по реализации программы энергосбережения в социальной сфере с привлечением средств из федерального бюджета.

  6. Томск - опыт по созданию некоммерческого Центра энергосбережения.

  7. Москва и Московская обл. - опыт разработки собственной нормативной базы.

Все остальные программы имеют стандартные разработки или включают вышеуказанные особенности, но в менее выраженном виде.

Стандартные программы имеют:

  1. Перечень конкретных мероприятий с объемом финансирования от 200 млн. руб. до 1,5 млр. руб. на 2…5 лет.

  2. Объем финансирования из бюджета от 2 до 10%, в среднем от 20млн. руб. до 150 млн. руб в год.

  3. Конкретные источники финансирования на остальную часть отсутствуют.

  4. Расчет инвестиционных возможностей МО отсутствует, что практически всегда приводит к срыву реализации программы.

  5. Объем финансирования из бюджета не рассматривается как инвестирование, что превращает его в затратный механизм для бюджета.

  6. Не учитываются формы собственности предприятий, что зачастую приводит к расходованию бюджетных средств на получение прибыли предприятиями с частной формой владения.

  7. Несколько городов создали "Демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности". После прекращения финансирования из федеральных средств они практически перестали функционировать.

  8. Управление программой энергосбережением в основном возложено на функциональные подразделения администрации городов, основные функции которых обеспечение энергетикой населения. Учитывая состояния инженерной инфраструктуры систем энергетики, систем АСУП предприятий энергетики и администрации города, функциональные подразделения не имеют практической возможности качественно управлять программой.

  9. В некоторых городах созданы некоммерческие центры энергосбережения за счет федеральной программы. При прекращении финансирования со стороны федеральной программы они стали дополнительной нагрузкой для бюджета.

  10. Перечень мероприятий, обеспечивающих энергосбережение объектов социальной сферы, не рассматривается как будущая экономия субсидий и выплат по льготам из-за повышения тарифов.

  11. Индикаторы энергоэффективности зачастую заменены на индикаторы экономической эффективности.

  12. Тарифная политика в основном основывается на принципе от достигнутого, слабо учитывается реальная покупательная способность рынка.

Была разработана Программа энергосбережения г. Рязани.
^

Основные цели и задачи программы


Цели программы:

  1. Управление процессом сохранения уровня платежей населения при росте тарифов на услуги ЖКХ.

  2. Экономия бюджетных средств на оплату энергоресурсов.

  3. Устойчивое социально-экономическое развитие города при росте тарифов на услуги ЖКХ.

  4. Организация процесса энергосбережения в городе в соответствии с федеральными нормативными актами.

Задачи программы:
  1. ^

    Организация в городе электро-, тепло -, газо -, водо - снабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

  2. Исполнение:

  • "Энергетической стратегии" России на период до 2020г;

  • Федерального закона РФ об энергосбережении №28-Ф3 от -3 апреля 1996 г.;

  • ^

    Закон Рязанской обл. об энергосбережении;

  • Федеральной целевой программы "Энергосбережение России" РФ (утвержденной Постановлением Правительством Российской Федерации от 24.января 1998 г. № 80);

  • Федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года (утвержденной Постановлением Правительством Российской Федерации от 17.11.2001 г. № 796);

  • ^

    Подпрограммы "Энергоэффективность в сфере потребления" федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика";

  • Программы " Энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства" подпрограммы "Энергоэффективность в сфере потребления" федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика";

  • ^

    Решения коллегии Минобразования России от 9.02.99 №3.2 «О программе экономии и рационального использования энергоресурсов в системе Минобразования России».

  1. ^

    Реформирование ЖКХ в рыночные условия.

  2. Разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих снижение энергоемкости сферы ЖКХ за 10 лет на 30% и в первые 2 года на 10%.

  3. ^

    Проведение работы с населением по экономии энергоресурсов с целью поддержания уровня платежей населения на уровне требований федеральных стандартов.

  4. Проведение работы с энергопроизводящими и транспортирующими организациями по снижение энергоемкости их услуг за 10 лет на 25%, используя все виды административного ресурса.


  5. Организация максимально достоверного и единообразного учета потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов.

  6. Разработка Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) города.

  7. Выработка обязательных к выполнению всеми субъектами, хозяйствующими на территории города норм и правил, побуждающих к последовательному замещению (модернизации) энергозатратных технологий, оборудования, зданий, сооружений энергоэффективными.

  8. Организация информационной открытости реализации программы.

  9. Создание условий для работы в сфере ЖКХ предприятиям малого и среднего бизнеса.

  10. Организация контроля за качеством и достаточностью услуг сферы ЖКХ.

  11. Организация населения в ТОСы, ТСЖ и кондоминиумы.


Анализ состояния энергоэффективности ЖКХ г. Рязани проводился с учетом требований федеральной нормативной базы по энергосбережению.
^

Проблемы энергоресурсосбережения г. Рязани достаточно типовые:


  1. Уровень оснащенности техническими и программными средствами управления технологическими процессами и управления производством очень низкий.

  2. Уровень потерь производимой продукции при транспортировке:

  • электроэнергия - 3%;

  • тепло - 18,5%;

  • вода - 33%.

  1. Уровень потерь от использования энергоемкого технологически отсталого оборудования и нерационально использования энергоресурсов.

  • Электроэнергия:

  • производство – 15%,

  • жилищный фонд – 5%,

  • социальная сфера – 15%;

  • тепло:

  • жилищный фонд – 40%,

  • социальная сфера – 40%;

  • вода:

  • жилищный фонд – 50%,

  • социальная сфера – 70%;

  • газ:

  • жилищный фонд – 5%,

  • производство – 15%;

  1. Уровень оснащенности приборами учета слабый.

  2. Финансовое состояние предприятий неустойчивое:

  • Инвестиционный потенциал рынка ЖКХ с учетом роста зарплаты 13% в год г. Рязани 12 366 млн. руб. на 10 лет,

  • По тепловым сетям и малым котельным:

  • потребность в инвестициях 3 137 млн. руб. на 10 лет,

  • при существующей практике управления средств не имеет;

  • Водоканал:

  • потребность в инвестициях 2 171 млн. руб. на 10 лет,

  • при существующей практике управления средств не имеет;

  • по электросетям:

  • потребность в инвестициях 674 млн. руб. на 10 лет,

  • при существующей практике управления может выделить на инвестиции

285 млн. руб. за 10 лет;

  • по уличному освещению 221 млн. руб. на 10 лет

средств не имеет;

  • по социальной сфере 909 млн. руб. на 10 лет

средств не имеет;

  • по жилищному фонду 1100 млн. руб. на 10 лет

средств не имеет;

  • восстановление генерирующих мощностей 795 млн. руб. на 6 лет,

при существующей практике управления возможно финансирование из

частных средств под залог

собственных активов;

  • Инфраструктура энергообеспечения п. Дягилевское 261 млн. руб. на 6 лет,

возможно финансирование из

частных средств под залог

активов инфраструктуры;

  • Горгаз и другие участники рынка рентабельные, имеют устойчивое финансовое положение и способны сами финансировать свои инвестиционные проекты.

  1. Предприятия находятся на гране возможностей выполнения возложенных на них функций из-за износа основных средств:

  • Тепловые сети:

  • износ основных средств по балансу 50%,

  • оценка экспертов 70…80%,

  • экспертная оценка по сроку до полного

развала сетей и котелен малой мощности 4…5 лет.

  • Водоканал:

  • износ основных средств по балансу 58%,

  • оценка экспертов 75…80%,

  • экспертная оценка по сроку до полного

развала сетей и насосных станций 5…6 лет.

  • Электрические сети:

  • износ основных средств по балансу 56%,

  • оценка экспертов соответствует,

  • Горгаз и другие участники рынка состояние устойчивое.

  1. Качеству договорных отношений низкое.

Были проработаны основные пути решения поставленной проблемы в рамках реализации данной Программы.

Наиболее сложный вопрос, который потребовал практически работы в течение 11 месяцев – это разработка системы управления Программой.

Была проработана структура и подробный перечень организационных мероприятий, включая штатного расписания и функциональных обязанностей каждого сотрудника.

Детально разработан план для Администрации города по организации управления Программой и контроль за ее исполнением.
^

Сроки реализации программы


Программа рассчитана на 10 лет с 2005 года по 2014 год.

Перечень мероприятий на первые два года, включающие в себя:

  1. Организационные мероприятия, обеспечивающие экономию энергоресурсов до 10%.

  2. Подготовительные работы (хозяйственный аудит, проектирование, разработка бизнес-планов и т.д.).

  3. Реализация быстро окупаемых мероприятий, обеспечивающих экономию энергоресурсов до 20%.

Результаты этапа:

Год

Экономия







бюджета в млн. руб.

тепла в сфере ЖКХ

в %

РМПТС в млн. руб.

воды в сфере ЖКХ

в %

Водоканал в млн. руб.

газа в сфере ЖКХ в %

электроэнергии в сфере ЖКХ в %

РГРЭС в млн. руб.




2005

8,71

2,48

32,33

2,18

17,05

1,88

5,23

4,44




2006

22,16

11,10

125,84

6,46

42,41

6,27

11,85

10,12




Итого

30,87




157,61




59,46







14,56

^ Перечень мероприятий на последующих пять лет, требующих кредитных средств:

Реализация мероприятий, обеспечивающих экономию энергоресурсов до 30% и окупаемых в течение 3…4 лет:

Результаты этапа:

Год

Экономия







бюджета в млн. руб.

тепла в сфере ЖКХ

в %

РМПТС в млн. руб.

воды в сфере ЖКХ

в %

Водоканал в млн. руб.

газа в сфере ЖКХ в %

электроэнергии в сфере ЖКХ в %

РГРЭС в млн. руб.




2007

39,22

18,72

229,54

10,73

71,24

10,65

18,29

17,52




2008

62,14

23,84

308,48

16,36

120,15

15,04

26,42

26,47




2009

123,80

28,46

398,20

21,99

174,41

19,43

34,20

37,95




Итого

225,16




936,22




365,80







81,94


^ Перечень мероприятий, требующих вложения средств на длительное время или разбивки работ на мелкие этапы.

Реализация мероприятий, обеспечивающих экономию энергоресурсов до 30% и окупаемых в течение 3…4 лет:

Результаты этапа:

Год

Экономия







бюджета в млн. руб.

тепла в сфере ЖКХ

в %

РМПТС в млн. руб.

Воды в сфере ЖКХ

в %

Водоканал в млн. руб.

газа в сфере ЖКХ в %

электроэнергии в сфере ЖКХ в %

РГРЭС в млн. руб.




2010

123,8

33,08

474,1

27,62

224,9

20,05

37,15

51,4




2011

161,3

37,70

567,1

31,16

275,4

20,05

39,15

68,1




2012

208,5

42,33

690,2

33,89

332,0

20,05

41,21

90,3




2013

262,0

46,95

823,1

35,89

387,3

20,05

43,43

115,6




2014

329,4

51,57

990,8

37,62

493,2

20,05

45,64

147,9




Итого

62,1




3545,3




1712,8







473,3




Общая сумма экономии от программы

1011,6




4639,1




2138,1







569,8




Достигнутый уровень экономии в %




51,57




37,62




20,05

45,64



^

Ресурсное обеспечение Программы


  1. Ресурсное обеспечение программы определялось из инвестиционного потенциала ЖКХ с 2005 г. по 2014 г.

  2. Для каждого предприятия были рассчитаны следующие показатели по каждому году:

  • объем инвестиционной составляющей с учетом экономии энергоресурсов потребителями в рамках индикаторов энергоэффективности реализации программы для данного потребителя;

  • возможный объем получения средств из Федеральных целевых программ;

  • возможный объем получения средств из областного бюджета;

  • возможный объем получения средств из бюджета города;

  • дефицит бюджета, состоящего из инвестиционной составляющей тарифа и бюджетных средств;

  • сумма экономии от реализации программы;

  • сумма чистой экономии с учетом затрат недостающих средств из бюджета программы на реализацию программы;

  • потребность в кредите.

МУП

Инвестиционный потенциал в ценах 2004 г. с учетом сокращения продаж

Потребность в инвестициях в ценах 2004 г.

Экономия от реализации Программы в ценах 2004 г. при сохранении объемов продаж




Млн. руб.

РМПТС

5 435

1 985

7 206

ПО Водоканал

1 808

1 398

4 511

РГРЭС

2 298

417,5

1 606

Учитывая, что при расчетах по возможности были снижены риски от низкого роста зарплаты (всего 13,5% в год), низкого уровня оплаты за услуги ЖКХ от среднедушевого дохода (менее 18%), высокий рост цен (в 3,8 раза), можно считать, что данная модернизация при качественном управлении не может быть не выполнена из-за нехватки средств. Предприятия могут выполнять данную программу практически не привлекая к ней своей прибыли, а используя только прибыль от реализации данной Программы. От бюджетных средств требуются затраты только на выполнение своих функций, определенных законом - организация реализации Программы и на модернизацию соц. сферы.
^

Механизм реализации Программы


При всем разнообразии проектов в сфере энергосбережения города они находятся практически все в одинаковом состоянии с точки зрения управления проектами:

  1. Из-за отсутствия диагностических средств практически отсутствует достоверная информация о техническом состоянии основных фондов. Состояние технических средств можно оценить только по количеству отказов в системе, по кривой отказов. Количество отказов показывает, что технические средства выработали свой ресурс более чем на 70%, т.е. если не заниматься ускоренным капитальным ремонтом, то в режим полного развала системы войдут примерно в 2009 году. При этом количество аварий с 2005 года будет каждый год удваиваться.

  2. Энергоэффективность оборудования и систем минимум в два раза ниже, чем у современного оборудования.

  3. Системы разбалансированны, что приводит к существенным потерям.

  4. На предприятиях отсутствуют информационные системы, что не позволяет осуществлять качественное управление предприятиями и снижать расходы на обслуживание систем.

  5. На предприятиях нет специалистов по разработке и реализации инвестиционных проектов в рыночной системе финансов.

  6. Система управления предприятиями ЖКХ экономически не эффективна. Предприятия не имеют собственных средств для возобновления производства.

Вышеперечисленные проблемы диктует подход к управлению "Целевой муниципальной программа энергосбережения г. Рязани ", как к инвестиционному проекту, со сроком реализации 10 лет и объемом инвестиций более 9 млр. руб. с привлечением средств и сменой формы управления предприятиями.

Финансирование должно осуществляться из средств Программы, т.к. она достаточно хорошо окупаема и нет необходимости дополнительной нагрузки на бюджет города.

Договора аренды и субаренды должны включать в себя обязательные пункты:

  1. Реализация Муниципальной целевой инвестиционной программы энергосбережение г. Рязани.

  2. Передачей управления инвестиционными проектами в МКП «УЖК». Передачу управления инвестиционными проектами можно не производить при условии выставления гарантий на объем инвестиционного проекта в объеме инструкций ЦБ.

  3. Формирование тарифа на условиях контролируемого рынка:

  • в цену услуг должна входить инвестиционная надбавка в размере 20%;

  • общая плата за ЖКУ в городе не должна превышать уровень, при котором субсидии на оплату ЖКУ не должны распространяться более чем на 8% семей;

  • цена услуг должна согласовываться на Совете при МКП «УЖК», состоящего из руководителей предприятий, подписавших договор на реализацию Программы;

  • соотношение цен на услуги между участниками рынка должно соответствовать соотношению капитализации предприятий на конец 2014г.
^

Оценка эффективности Программы.


Основные показатели оценки результатов реализации Программы.

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

Запланировано при утверждении программы (по этапам)

I этап

II этап

III этап

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

1

Платежи населения за энергоресурсы

% от среднедушевого дохода

13,45

14,55

14,24

13,64

13,17

12,58

12,49

12,90

13,13

13,75

2

Экономия населением газа с учетом его расхода на остальные энергоресурсы

% по отношению к 2004 г

0

5

10

20

30

40

45

47

49

50

3

Экономия населением электричества

% по отношению к 2004 г

0

1

2

3

4

5

5

5

5

5

4

Экономия население тепла

% по отношению к 2004 г

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

5

Экономия население горячей воды

% по отношению к 2004 г

0

5

10

20

30

40

45

47

49

50

6

Экономия населением холодной воды

% по отношению к 2004 г

0

5

10

20

30

40

45

47

49

50

7

Экономия населением в сфере водоотведения

% по отношению к 2004 г

0

5

10

20

30

40

45

47

49

50

8

Экономия бюджета в сфере оплаты энергоресурсов

Млн. руб.

8.71

22,00

39,10

61,96

90,43

123,6

161,0

208,2

261,8

329,0

9

Экономия электроэнергии в соц. сфере

% по отношению к 2004 г

2

3

5

6

8

9

11

12

14

15

10

Экономия тепла в соц. сфере

% по отношению к 2004 г

4

8

12

16

20

24

28

32

36

40

11

Экономия холодной воды в соц. сфере

% по отношению к 2004

0

5

10

20

30

40

45

47

49

50

12

Экономия в сфере водоотведения в соц. сфере

% по отношению к 2004

0

5

10

20

30

40

45

47

49

50

13

Экономия газа в сфере ЖКХ

% по отношению к 2004

1,88

6,27

10,65

15,04

19,43

20,05

20,05

20,05

20,05

20,05

14

Млн. м куб.

4,75

15,84

26,92

38,00

49,08

50,66

50,66

50,66

50,66

50,66

15

Экономия электроэнергии в сфере ЖКХ

% по отношению к 2004

5,23

11,85

18,29

26,42

34,20

37,09

39,15

41,21

43,43

45,64

16

Млн. кВт.ч.

13,22

29,94

46,21

66,76

86,41

93,71

98,92

104,3

109,7

115,3

17

Экономия тепла в сфере ЖКХ

% по отношению к 2004

2,46

11,10

18,72

23,84

28,46

33,08

37,70

42,33

46,95

51,57

18

Тыс. Гкал.

79

352

594

756

903

1049

1196

1343

1489

1636

19

Экономия воды в сфере ЖКХ

% по отношению к 2004

2,18

6,46

10,73

16,36

21,99

27,62

31,16

33,89

35,89

37,62

20

Млн. м куб.

2,64

7,80

12,96

19,77

26,57

33,38

37,66

40,96

43,37

45,46

21

Экономия газа РМПТС

% по отношению к 2004

5

15

25

35

45

45

45

45

45

45

22

Экономия электроэнергии РМПТС

% по отношению к 2004

5

15

25

35

45

45

45

45

45

45

23

Экономия тепла РМПТС

% по отношению к 2004

2

7

11

13

14

15

16

17

18

19

24

Экономия электроэнергии РГРЭС

% по отношению к 2004

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

25

Экономия воды Водоканалом

% по отношению к 2004

3

7

11

15

19

23

26

29

31

33

26

Экономия электроэнергии Водоканалом

% по отношению к 2004

5

10

15

25

35

35

35

35

35

35
^

Организация населения, как субъекта рыночной экономики.


Без организации непосредственного потребителя жилищно-коммунальных услуг невозможно сформировать реально работающий рынок данных услуг.

Только организованное население в юридические субъекты – ТОС, ТСЖ позволит потребителям непосредственно влиять на оплату потребляемых услуг, в соответствии с их качеством и количеством, отстаивая свои интересы по договорам в судебных органах.

Качество и условия предоставления услуг полностью описаны в многочисленных документах Правительства РФ и Госстроя. С 2001 г. введен в действие ГОСТ 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», в котором отражены нормируемые параметры качества и рекомендуемые нормативы потребления по основным видам коммунальных услуг.

Необходимо:

  • активно создавать жилищные сообществ разных форм (ЖСК, ТСЖ, ОТОС…);

  • организовать обучение управляющих ТОСов, ТСЖ;

  • организовать правовую поддержку деятельности ТОСов, ТСЖ и защиту интересов граждан в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг;

  • разработать типовой пакет договоров, регламентирующих отношения ТОСов, ТСЖ с поставщиками коммунальных услуг, предусмотрев в этих договорах реальную защиту прав потребителей услуг по качеству и объему исполнения;

  • перейти от дотаций к адресным субсидиям.


Дан перечень нормативной документации для реализации Программы энергосбережения – 44 документа и 76 приложений, обеспечивающих эффективную организацию реализации Программы.
Данная работа на примере г. Рязани показывает, что энергосбережение может являться основным ресурсом для реализации реформ ЖКХ.



_______________________________________________________________

Материалы совещания "Состояние и перспективы развития сферы ЖКХ"

09-10 декабря 2004 г.

Полная версия на сайте http://rfi.narod.ru



Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов