Лекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности icon

Лекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности




НазваниеЛекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности
Дата конвертации22.04.2015
Размер445 b.
ТипЛекция
источник


Лекция 8

  • Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности


Инструменты

  • Плата за загрязнение

  • Ценовая политика

  • Финансово-кредитный механизм

  • Налоговые льготы

  • Ускоренные нормы амортизации природоохранных основных фондов

  • Льготное кредитование

  • Субвенции и ссуды на установку природоохранного оборудования

  • Купля –продажа прав на загрязнение.



экономическое стимулирование природоохранной деятельности

  • Является средством, которое позволяет соединить интересы дальнейшего развития экономики и охраны окружающей среды. Система стимулирования охраны природы и рационального использования природных ресурсов предполагает повышение заинтересованности всех субъектов хозяйственной деятельности в выполнении природоохранных требований, в соблюдении норм и правил использования природных ресурсов.



Плата за загрязнение окружающей среды

  • Задачи

  • Принципы

  • Этапы развития

  • Методика

  • Проблемы



Задачи платежей

  • Стимулирование предприятий в выполнении природоохранных норм и правил и доведении выбросов и сбросов вредных веществ до допустимых размеров.

  • Аккумулирование дополнительных средств на проведение природоохранной деятельности.



Основные принципы

  • Плата за загрязнение природной среды должна стимулировать предприятия в осуществлении природоохранных мероприятий и улучшении экологической обстановки в районе расположения данного предприятия.

  • Должны предусматриваться платежи за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах (сбросах) данного предприятия.

  • Плата за загрязнение природной среды должна носить единый межотраслевой подход (т.е. плата зависит не от принадлежности предприятий к конкретной отрасли, а от состава и массы выбросов).

  • Плата за загрязнение природной среды должна учитывать региональную экологическую неоднородность территорий (т.е. в разных регионах может возникать различный ущерб от равного загрязнения).

  • Порядок взимания платы за загрязнение природной среды должен быть разработан на основе действующих законов , расчеты платы должны быть максимально просты и удобны.

  • Размер платежей не должен зависеть от форм собственности и ведомственной принадлежности.



Плата взимается за:

  • выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

  • сброс в водные бассейны;

  • за размещение отходов.



Норматив платы

  • За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, вывоз отходов в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС)

  • … в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС)

  • … за превышение установленных лимитов.



Расчет норматива платы

  • норматив платы, представляет собой часть величины годового удельного экономического ущерба, который возмещает затраты на предотвращение воздействия выбросов или сбросов загрязняющих веществ на реципиентов и достижение допустимого уровня выбросов и сбросов.

  • Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ по ингредиентам определены как произведение нормативов платы на показатель относительной опасности конкретного ингредиента (Ai), который является величиной, обратной ПДК.

  • Все вещества были приведены к значению ПДК для С02, равному 1мг/куб. м.



Источники платежей



На сумму платежей за загрязнение окружающей природной среды влияют

  • 1. Общая масса выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ.

  • 2. Структура загрязняющих веществ по агрессивности к природной среде.

  • 3. Соблюдение установленных экологических нормативов ПДВ и ПДС.

  • 4. Состав выбросов (сбросов, размещение отходов) загрязняющих веществ.

  • 5. Уровень использования ресурсосберегающих технологий.

  • 6. Проведение природоохранных мероприятий в заданные сроки и объемы.

  • 7. Совершенствование работы действующего природоохранного оборудования.



Общая формула

  • П = (Пн + Пл + Псл) х К

  • Пн = Мн х N

  • Пл = (Мл – Мн) х 5N

  • Псл = (Мф – Мл) х 25N



Экологический фонд

  • Формируется за счет платежей за загрязнение, штрафов, добровольных пожертвований.

  • Распределение



Этапы развития механизма платежей

  • 1990 г. – эксперимент в 28 городах и регионах

  • 1991 -1992 – постановление о внедрении (№13;№632)

  • 1993 -2000 – инфляция, работа ЭФ

  • 2001 - ликвидация ЭФ

  • 2002 – прекращение взимания платежей

  • 12.06 2003 – принятие новых нормативов, восстановление действия механизма



Загрязнение атмосферы



Загрязнение атмосферы передвижными источниками



Загрязнение водных ресурсов



Задача на платежи



за размещения отходов

  • I класс опасности - 1739,2 руб./т.,

  • II класс опасности - 745,4 руб./т.,

  • II класс опасности - 497 руб./т.,

  • IV класс опасности - 248,4 руб./т.,

  • V класс опасности - 0,4 руб./т. или 15 руб./ м3



Финансово – кредитный механизм

  • Источники:

  • Бюджет разных уровней;

  • Внебюджетное финансирование;

  • Собственные средства предприятий.

  • Направления расхода:

  • Целевые природоохранные программы и мероприятия

  • НТП

  • Экологические услуги



Схема финансирования



Субвенции

  • Вид государственного финансового пособия местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, предоставляемые на определенные цели на безвозмездной основе.



Купля –продажа прав на загрязнение ОС

  • Этот механизм нацелен на отбор наиболее эффективных ПОМ и достижение конечных целей этих мер, т.е. сохранение или улучшение качества ОС. Применяются следующие системы:

  • Система «пузыря»;

  • Компенсационные программы;

  • Система производственных квот.



Принцип «пузыря»

  • При котором 2 или несколько стационарных источника загрязнения имеют право в рамках установленных для них ПДВi перераспределять между собой права на загрязнение.



пример



Компенсационные программы

  • Фирма может приобрести возможность открытия или расширения производства (сопровождающегося загрязнением среды)в тех регионах, где запрещается дальнейшее усиление экологической нагрузки, путем покупки соответствующих разрешений у уже действующего в данном регионе предприятия, берущего на себя дополнительные обязательства по сокращению выбросов (сбросов).



Система производственных квот

  • Дает возможность обмениваться установленными квотами на поступление некоторых загрязняющих веществ в ОС, связанных, в свою очередь, с определенным уровнем производственной деятельности. (Киотский протокол. Глобальный выброс парниковых газов.)



Необходимые условия торговли выбросами

  • Установленные стандарты на качество природной среды;

  • Четко определены имущественные права на экологические ресурсы (ассимиляционный ресурс ОПС и ее отдельных региональных систем).

  • Механизм торговли выбросами повышает заинтересованность к улучшению качества ОПС.



Литература

  • «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» от 26 января 1993 года (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15 февраля 2000 года №77)

  • Постановление Совета Министров РСФСР от 9 мая 1991 года №13 «Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения».

  • Постановления №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» 28 августа 1992

  • Постановлением Правительства РФ №5 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и порядка формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 5 августа 1992 года.

  • письмо Министерства по налогам и сборам РФ «О платежах за загрязнение окружающей природной среды» от 31 октября 2001 года № ВТ-6-21/833).

  • статья 7 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год»

  • Постановление Правительства РФ №344 от 12 июня 2003 года





Похожие:

Лекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности icon34. Природные ресурсы. Последствия деятельности человека. Охрана природы
Показать необходимость рационального природопользования и природоохранной деятельности. Развивающие: Формировать умения анализировать...
Лекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности icon15. Свобода слова и ответственность журналиста. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях. Экономические основы реализации свободы журналистской деятельности
Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях. Экономические основы реализации свободы журналистской...
Лекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности iconЭколого-экономические проблемы радиационного загрязнения
Бобров А. Л. д э н., профессор, академик Международной академии информатизации (оон, Нью-Йорк) и Российской экологической академии...
Лекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности iconЦели и задачи Конференции. Конференция проводится в целях: организации интеллектуального общения молодежи, занимающейся исследовательской деятельностью; стимулирования научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Гоу дпо «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Лекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности iconМеждународное сотрудничество в области управления природоохранной деятельностью. Цель дипломной работы

Лекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности iconДокументы
1. /Лекция ь10.doc
2. /Лекция ь12.doc
Лекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности iconДокументы
1. / Предисловие.doc
2. /Лекция 1.doc
Лекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности iconМастер- класс волшебство из бумажных лент
Подготовим необходимые материалы и инструменты
Лекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты»
Охватывают все виды контроля
Лекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты»
Охватывают все виды контроля
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов