«Электродинамика» icon

«Электродинамика»




Название«Электродинамика»
Айнетдинов И.Р
Дата конвертации22.04.2015
Размер84.67 Kb.
ТипАнализ
источник

Интегративный подход при обобщении материала (подготовка к ЕГЭ)

Повторительно-обобщающий урок в 11 классе по теме «Электродинамика»

Автор: Айнетдинов И.Р., учитель физики

МОУСОШ № 6 с. Вольного

муниципального образования Успенский район

2009 г.

Повторительно-обобщающий урок в 11 классе по теме: "Электродинамика"



Цели:

  • Выделить основные структурные элементы знаний по теме: "Электродинамика".

  • Продолжить формирование приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, систематизации, навыков экспериментальной и практической деятельности, работы в группе.

  • Закрепить ранее изученный материал, умение проводить эксперимент, составлять и решать задачи (подготовка к ЕГЭ).

План урока:

  1. Организационный момент. Деление класса на группы и раздача материалов для работы. (1 мин.)

  2. Анализ основного содержания по теме: "Электродинамика". (7 мин.)

III. Выполнение заданий.

  1. Общее задание - Фронтальное повторение теории с заполнением одноименной таблицы «Физическая теория». Самопроверка. (12 мин.)

  2. Индивидуальная и групповая работа.

- Тестовые задания. Индивидуальная деятельность. (10 мин.)

- Экспериментальные задания. Работа в группах. (12 мин.)

IV. Подведение итогов. (2 мин.)
V. Задание на дом. (1 мин.)

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, демонстрационные таблицы по разделам темы, электрометр, вольтметр, омметр, ваттметр, манометр, барометр, амперметр, соединительные провода, источник тока, катушки проволочные, виток-катушка, магниты, сердечники стальные, миллиамперметр, реостат, проводники, выключатель, кодограммы с содержанием таблиц и задач.

^ Содержание урока. Методика его проведения.

I. Дидактический материал к уроку готовится заранее в нескольких экземплярах и раскладывается по папкам, число которых зависит от числа организованных групп. Группы создаются по желанию (из 4-6 человек).

II. Анализ основного содержания темы "Электродинамика". Учитель предлагает вспомнить основные знания, изученные по теме.

Резюмируя ответы учащихся, он подчеркивает, что основное содержание темы составляют следующие понятия: электрический заряд, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона электрическое поле, напряженность поля, электрические свойства вещества, работа сил электростатического поля, разность потенциалов, электроемкость, конденсаторы, постоянный электрический ток, закон Ома, закон Джоуля-Ленца, магнитное поле, электромагнитная индукция, переменный ток, полупроводники.

^ III. Выполнение заданий.

    1. Повторение и систематизация знаний о физических величинах и законах.

Учитель проецирует на экран таблицу «Структурная схема теории». Вот ее содержание.

Структурная схема теории
I. Основание

  1. Наблюдение.

  2. Эксперименты.

  3. Основные понятия и величины.

  4. Идеализированные объекты (модели).

II. Ядро

  1. Постулаты.

  2. Законы.

  3. Константы.

III. Следствия

  1. Формулы-следствия.

  2. Теоретические следствия.

  3. Проверочные эксперименты.

  4. Практические применения.


IV. Границы применения

Ученикам предлагается выполнить Задание 1 (приводится ниже). Задание к схеме состоит из общей фразы и 10 предложений, которые необходимо отнести к тому или иному элементу схемы, например I-1, II-2 и т.д.

Задание 1
Пользуясь структурной схемой теории, укажите, к каким ее элементам можно отнести следующие утверждения из области электродинамики.

  1. Магнитное поле создают движущиеся электрические заряды (ток) и переменное электрическое поле.

  2. Электрическое поле – вид материи, посредством которого осуществляется взаимодействие между электрическими зарядами.

  3. Электрическая постоянная ε0 = 8,85 10-12 Ф/м.

  4. Законы классической электродинамики применимы при малых частотах электромагнитных волн.

  5. В 1820г. ученый Х. Эрстед обнаружил действие электрического тока на магнитную стрелку.

  6. Немецкий ученый Г. Герц экспериментально доказал существование электромагнитных волн.

  7. Наш соотечественник ученый А.С. Попов впервые применил электромагнитные волны для осуществления беспроволочной связи на расстоянии.

  8. Собственная частота колебаний электрического колебательного контура определяется формулой




  1. Напряженность электрического поля (Е) – свойство поля в данной точке действовать на электрический заряд с некоторой силой, измеряемой отношением этой силы к величине заряда.

  2. Уравнения Максвелла описывают электромагнитное излучение строго постоянной частоты и амплитуды в течение бесконечно долгого времени, что является идеализацией.

Перед выполнением задания учащиеся вычерчивают в тетради отчетную таблицу из десяти пронумерованных квадратиков, соответствующих номерам вопросов. В каждой из них они заносят двойной номер «элемента» обобщающей таблицы, к которому, по их мнению, относится данное предложение, например I-2, III-1.

Пример отчетной таблицы для приведенных выше заданий:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

II-2

I-3

II-3

IV

I-2

III-3

III-4

III-1

II-1

I-4

Далее: работа в парах (взаимопроверка) и самопроверка с предложенными учителем вариантами ответов.

^ 2. Индивидуальная и групповая работа

Тестовые задания. Индивидуальная деятельность.

Каждому ученику раздают листы с Заданием 2 (это 10 вопросов с выбором ответа) и таблицей, в которую нужно вписать код (букву или буквы) выбранных ответов.

Задание 2.
1. Сила притяжения катушки с током и железным сердечником становится меньше:

1 – если вынуть из нее сердечник, 2 – если сердечник частично вывести из катушки, 3 – если сердечник положить рядом с катушкой.
2. На каком из рисунков направление магнитного поля указано правильно?




1 – а, 2 – б, 3 – в, 4 – г, 5 – б и в.



  1. Где находится южный полюс соленоида, изображенного на рисунке?





1 – слева, 2 – справа, 3 – вокруг всего соленоида, 4 – отсутствует.

4. Какими носителями электрического заряда создается электрический ток в металлах?
1 – электронами и положительными ионами, 2 – положительными и отрицательными ионами, 3 – положительными, отрицательными ионами и электронами, 4 – только электронами, 5 – среди предложенных ответов нет правильного.


  1. Какое направление имеет сила Ампера в случае, показанном на рисунке?



1 – 1, 2 – 2, 3 – 3, 4 – 4, 5 – 1 и 2.
6. Какая из приведенных ниже формул выражает закон Ома для полной цепи?

А. I=U/R. Б. I=E/(R+r). B. A=IUt. Г. P=IU
7. Индукция магнитного поля измеряется в:

1 – Н, 2 – Н/м, 3 – кг/м3, 4 – Н м/А, 5 – Н/А.
8. На рисунке изображен график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Чему равно сопротивление проводника?




1)

0,125 Ом

2)

2 Ом

3)

16 Ом

4)

8 Ом




9. Как будет реагировать виток, надетый на магнит, при подключении его к источнику тока?


1 – притягивается магнитом, 2 – будет сброшен с магнита, 3 – останется на месте, 4 – приподнимется, 5 – опустится.


  1. Кто открыл явление электромагнитной индукции?


1 – Х.Эрстед, 2 – Ш.Кулон, 3 – А.Вольта, 4 – А.Ампер, 5 – М.Фарадей, 6 – Д.Максвелл

^ Ответы к тесту

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Код ответа































Экспериментальные задания. Работа в группах.

1 группа

Измерьте ЭДС источника тока. Найдите абсолютную и относительную погрешности измерения. Проделайте и опишите опыты по измерению внутреннего сопротивления источника тока.

2 группа

Измерьте силу тока в проводнике и напряжение между его концами. Рассчитайте сопротивление проводника, абсолютную и относительную погрешности измерения сопротивления. Рассчитайте удельное сопротивление материала, из которого сделан проводник.

3 группа

Проделайте и опишите опыты по наблюдению явления электромагнитной индукции. Для опыта используйте катушки проволочные, виток-катушку, магниты, сердечники стальные, миллиамперметр, реостат, проводники, выключатель.

4 группа

Из ряда выставленных приборов определите те, которые использовались при изучении темы «Электродинамика». Предоставьте информацию о выбранных приборах согласно схеме, приведенной ниже.

Анализ прибора: 1) принцип действия, схема устройства; 2) назначение; 3) применение; 4) цена деления.

IV. Подведение итогов работы групп.

^ V. Домашнее задание. Подготовьте ответ на вопрос: в чем сходство и различие закона Кулона и Закона всемирного тяготения? Для выполнения задания сравните: а) форму записи законов (математическое выражение закона); б) зависимость сил от расстояния между телами (зарядами); в) условия применимости законов; г) точка приложения и направления сил; д) природу сил.

Решите задачи: № 857, 976, 1097, 1123. (Сборник задач по физике. 9-11 класс. Г.Н. Степанова).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей. Под ред. В.Г.Разумовского. – М.: Просвещение, 1993 г.



  1. Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Методическое пособие. Кабардин О.Ф. и др. М.: Дрофа, 2001 г.



  1. Контрольные задания. Физика. 10-11 кл. Бурцева Е.Н., Пивень В.А., Терновая Л.Н. Краснодар, 2001 г.



  1. Универсальные поурочные разработки по физике. 10 класс. Волков В.А. М.: «Вако», 2006 г.



  1. Методические рекомендации по использованию учебников Касьянова В.А. «Физика.10 класс», «Физика. 11 класс» при изучении физики на базовом и профильном уровне. Касьянов В.А. – М.: Дрофа, 2005 г.



  1. Физика в школе. Научно-методический журнал. 1995, 2000, 2005, 2006 гг.



Похожие:

«Электродинамика» iconДокументы
1. /Электродинамика.DOC
«Электродинамика» iconАльтернативная электродинамика
Исходя из этих принципов удаётся вывести электродинамические силы, зависящие от скорости и ускорения, руководствуясь лишь кинематическими...
«Электродинамика» iconАннотация к рабочей программе 11 класс
Г. Я. Мякишева для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент...
«Электродинамика» iconПрограмма по физике Уровень общего образования (класс) среднее общее 11 класс
Г. Я. Мякишева для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов