Рабочая программа учебного курса для основной школы (5,6,7 класса) составлена: в соответствии icon

Рабочая программа учебного курса для основной школы (5,6,7 класса) составлена: в соответствии




НазваниеРабочая программа учебного курса для основной школы (5,6,7 класса) составлена: в соответствии
страница1/4
Дата конвертации20.04.2015
Размер0.99 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3   4


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса для основной школы (5,6,7 класса) составлена:

в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения образовательной программы по изобразительному искусству;

на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под ред. Б.М. Неменского.- Москва «Просвещение», 2010 год);

с учётом инструктивно-методического письма «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 102 ч:

5кл-34 ч; 6 кл-34 ч; 7 классы - 34 ч в год.


Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

- Неменский Б.Н. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2010

- Горяева Н.А., Островская О.В., Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5кл. М:,Просвещение (2012);

- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: методическое пособие 5кл. М.: Просвещение (2010).

- Неменская Л.А., Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: учебник для 6кл. М:,Просвещение (2008);

А.С.Питерских., Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7-8 класса. М:,Просвещение 2010 год

- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.

^ С учётом рекомендаций инструктивно-методического письма «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2014-2015 учебном году» программой предусмотрено использование следующих видов контроля:

  • Стартовый (определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала; проводится в начале учебного года);

  • Текущий (диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах);

  • Рубежный (выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.);

  • Итоговый (осуществляется после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля соответствовуют уровню национального стандарта образования)

Каждый из перечисленных видов контроля проводится с использованием следующих методов и средств:

  • - устный (беседа, контрольные вопросы);

  • - письменный (тесты);

  • -практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания)


Главный смысловой стержень программы основной школы - связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества

Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

^ Одна из главных целей преподавания — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры,

декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет

познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению.
^ Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5—7 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.

В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, основная школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

^ Основными задачами в 5 классе, или в первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

^ Основные задачи 6,7 класса посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Программа основной школы выражает логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями.

Программа при внимательном изучении дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, а также учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

Рабочая программа способствует созданию на уроках изобразительного искусства атмосферы увлеченности и творческой активности. Она предусматривает чередование

уроков индивидуального практического, творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

На учебных занятиях деятельность учащихся организуется в различных формах

коллективной, групповой, индивидуальной.

Коллективные формы работы используются в разных видах: работа по группам;

индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для

общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и

интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Рабочая программа предполагает на учебном занятии время для обсуждения детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, пластилин, различные виды бумаги,), инструментов (кисти, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, лепка, бумагопластика и др.).

^ Основной формой проведения занятий по учебному курсу является урок.

Урок состоит из следующих этапов:

— введения в тему занятия,

— восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

— созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;

— обобщения и обсуждения итогов урока;

— подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.

^ Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

— сотворчество учителя и ученика;

— диалогичность;

— четкость поставленных задач и вариативность их решения;

— освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. Содержание учебного предмета базируется на изучении и освоении основных видов занятий (рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; художественное конструирование, моделирование и дизайн; беседы по ИЗО).

^ Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя выполнение кратковременных (7-15 мин.) набросков и зарисовок и длительных художественно-творческих заданий (1-2-3 урока). Рисунки с натуры могут быть выполнены различными материалами: графическими: простым карандашом, тушью, фломастером, гелевой ручкой, пастелью, сангиной, углем и др. материалами, а также с помощью красок: акварельных, гуашевых. На занятиях рисования с натуры в 5-7 кл. необходимо развивать художественные умения и навыки, ранее сформированные в начальной школе, углублять основы знаний в области рисунка, живописи, композиции, народного и декоративно-прикладного искусства.

Продолжается изучение закономерностей перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения.

^ Рисование на темы, по памяти и представлению предусматривают создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений (по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению, сопровождаются выполнением набросков и зарисовок с натуры).

В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки конструктивной передачи объема, пространственного положения. Закономерностей воздушной и линейной перспективы, соблюдения (соотношения) пропорций,

освещенности, цвета предмета и т.д. Важное значение придается выработке у обучающихся умения выразительно выполнять рисунки, определять, выявлять общее и особенное (типическое) в художественном образе.

^ Декоративное рисование, художественное конструирование, моделирование и дизайн – это создание (изготовление) декоративных композиций, изделий, составление эскизов работ оформительского характера, полиграфической продукции, эскизов костюмов и др. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета является одним из основных компонентов при выполнении эскизов.

Важным условием является использование разнообразных художественных материалов и техник. Обращается внимание на местные художественные традиции и промыслы.

^ Беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающей действительности основаны на демонстрации и анализе произведений искусства.

Обучающиеся учатся понимать содержание картин, других произведений искусства и средств художественной выразительности (рисунок, цвет, пятно, композиция и т.д.).

Занятия желательно сопровождать мультимедийными материалами, программами, видеофильмами, экскурсиями и др.

Ознакомление обучающихся с русским искусством осуществляется с учетом диалога культур народов мира (общее и особенное).

Обращается внимание учащихся на искусство, народное художественное творчество своего края.

Одновременно они получают представление о разнообразии художественных культур, различных тенденциях развития мирового и отечественного искусства.

Обучение проводится с использованием платформы информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья», а также порталов Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) и «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».

^ Требования к уровню подготовки обучающихся:

5 класса

Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой,

- коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей,

- множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России.
^ Учащиеся должны уметь:

- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

^ В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).
6 класса

Учащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

^ Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
7 класса

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе изобразительного искусства;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ёё жанровых видах (бытовой, исторический, мифологический, библейский);

- о процессе работы художника над картиной, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции, композиционном построении произведения, о роли формата;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытии и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства: о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре:

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве.
Учащиеся должны уметь:

-связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

- передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

- изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;

- выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;

- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;

- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

- научиться владеть живописными, графическими материалами на доступном возрасту уровне.
^ Тематическое планирование учебного предмета

5 класс (34 ч)

1 ч в неделю


№ урока

Раздел/ Тема урока

Часы учебного времени

I

Древние корни народного искусства

8

1

Древние образы в народном искусстве

1

2

Декор русской избы

1

3

Внутренний мир русской избы

1

4

Конструкция, декор предметов народного быта

1

5

Конструкция, декор предметов народного труда

1

6

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце. Тестирование

1

7

Народный праздничный костюм

1

8

Народные праздничные обряды


1

II

Связь времён в народном искусстве

8

9

Древние образы в современных народных игрушках. Дымковские игрушки

1

10

Древние образы в современных народных игрушках. Филимоновские игрушки

1

11


Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

1

12


Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.


1


13



Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.

1

14

Промыслы нашего края.


1

15

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

1

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Тестирование

1

III

Декор – человек, общество, время

12

17

Зачем людям украшения

1

18

Декор и положение человека в обществе. Древний Египет

1

19

Декор и положение человека в обществе. Древняя Греция

1

20

Греческая керамика.


1

21

Декор и положение человека в обществе. Средние века

1

22

Одежда говорит о человеке. Древний Китай


1

23

Одежда говорит о человеке. Западная Европа 17 века (эпоха барокко)

1

24

Одежда говорит о человеке. Выявление социальных признаков в изображаемой одежде 17 века

1

25

О чём рассказывают гербы


1

26

Использование декоративно- символического языка геральдики

1

27

О чём рассказывают эмблемы


1

28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Тестирование.

1

IV

Декоративное искусство в современном мире

6

29

Современное выставочное искусство

1

30

Современное выставочное искусство (оформление витража).

1

31

Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа

1

32


Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа (выполнение колокольчика из глины).

1

33

Создание декоративной работы в материале. Нарядная подставка для карандашей.

1

34

Создание декоративной работы в материале. Нарядная подставка для карандашей. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Тестирование

1





  1   2   3   4



Похожие:

Рабочая программа учебного курса для основной школы (5,6,7 класса) составлена: в соответствии iconРабочая программа по основам проектной деятельности (опд) составлена на основе Программы регионального базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности»
Опд составлена на основе Программы регионального базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности»...
Рабочая программа учебного курса для основной школы (5,6,7 класса) составлена: в соответствии iconРабочая программа учебного курса «Английский язык»
Рабочая программа предмета «Английский язык» для 4 класса составлена в соответствии с
Рабочая программа учебного курса для основной школы (5,6,7 класса) составлена: в соответствии iconПрограмма внеурочной деятельности по ритмике по стандартам фгос для 1 класса
Рабочая программа учебного курса по ритмике для 1 класса составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ:...
Рабочая программа учебного курса для основной школы (5,6,7 класса) составлена: в соответствии iconПояснительная записка рабочая программа по математике для основной общеобразовательной школы 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по математике для основной общеобразовательной школы 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Рабочая программа учебного курса для основной школы (5,6,7 класса) составлена: в соответствии iconРабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе следующих документов: Закона РФ «Об образовании» п. 5, ст. 14; п. 2,ст. 9; п. 3,с
Рабочая программа учебного предмета математики для 5 класса средней общеобразовательной школы
Рабочая программа учебного курса для основной школы (5,6,7 класса) составлена: в соответствии iconРабочая программа по химии для 10-11 класса составлена : в соответствии с требованиями
Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 8-е изд., стереотипное...
Рабочая программа учебного курса для основной школы (5,6,7 класса) составлена: в соответствии iconРабочая программа по английскому языку для 4 класса (начального общего образования) (базовый уровень) составлена на основе
Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися 4-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа...
Рабочая программа учебного курса для основной школы (5,6,7 класса) составлена: в соответствии iconУчебники для общеобразовательных учреждений «Биология. Человек. 8 класс»
Рабочая программа курса «Биология. 8-9 класс» разработана для общеобразовательного класса-комплекта основной школы на основе
Рабочая программа учебного курса для основной школы (5,6,7 класса) составлена: в соответствии iconУчебники для общеобразовательных учреждений «География России: Природа и население. 8 класс»
Рабочая программа курса «География. 8-9 класс» разработана для общеобразовательного класса-комплекта основной школы на основе
Рабочая программа учебного курса для основной школы (5,6,7 класса) составлена: в соответствии iconРабочая программа составлена на основе программы курса «Обществоведение»
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов