Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков icon

Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков




НазваниеМетоды семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков
Дата конвертации20.04.2015
Размер386.97 Kb.
ТипДокументы
источник



МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

И ИХ РОЛЬ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ
Некоторые проблемы воспитания детей и взаимоотношений в семье. Педагогические методы и приемы воспитательного воз­действия на детей: убеждение словом, примером, делом. Элемен­тарные методы формирования поведения. Поощрение и наказание детей родителями. Как избавиться от нежелательного поведения.

Порядок семейной жизни, семейные традиции, режим в се­мье. Влияние уклада жизни семьи на привычки детей. Истоки про­явления грубости, эгоизма, недоверчивости и других отрицатель­ных черт в характере и поведении отдельных детей. Педагогиче­ский такт в семейном воспитании. Зависимость выбора методов воспитательного воздействия от осознания родителями целей воспитания. Согласованность родителей в выборе целей и мето­дов воспитания.
^ Форма проведения – лекция.

Наука о воспитании - это наука о том, как сделать человека счастливым. Если счастье - это переживание полноты жизни, по­стоянный подъем творческой энергии, связанный с раскрытием ду­ховных и физических сил ребенка, то гармоничное воспитание мо­жет и должно научить человека, как стать счастливым. Самым эф­фективным средством воспитания ребенка является жизнь с ее ре­альной действительностью, но он подвержен и специально органи­зованным воздействиям со стороны взрослых, то есть наряду со стихийностью идет процесс сознательного воздействия. Это влия­ние должно быть контролируемо и управляемо. Сознательно орга­низованное воспитание должно иметь целенаправленную систему воздействий в виде рациональных требований обучающего воспи­тания и организации жизнедеятельности ребенка. «Дети - цветы жизни», - говорим мы часто. Есть и такое выражение: «Каждый цветок имеет свой аромат». В одной и той же семье дети отличают­ся друг от друга не только склонностями, увлечениями, но и спо­собностями, темпераментом, чертами характера, состоянием здоро­вья. Вот почему они очень часто по-разному реагируют на одни и те же воспитательные приемы. Поэтому-то к каждому ребенку не­обходим особый, индивидуальный педагогический подход. Сущ­ность этого подхода и заключается, с одной стороны, в педагогиче­ском умении, основываясь на своих наблюдениях за сыном, доче­рью, правильно предположить, как они отнесутся к той или иной воспитательной мере. С другой стороны, безошибочно выбрать именно те воспитательные приемы, которые вызовут у подростков нужную реакцию. В семейном воспитании на ребенка стихийно действуют обстоятельства жизни семьи и ближайшее ее окруже­ние, материальные и моральные условия, вся атмосфера с положи­тельной и негативной направленностью. Семейные отношения вы­ражаются в тактике семейного воспитания. Выработать тактику семейных отношений - это значит, прежде всего, найти правиль­ную точку отсчета в воспитании. Если для родителей интересы ре­бенка превыше всего, они подчинили им все свои желания и потреб­ности, превратились буквально в рабов своего сына или дочери - это позиция, в основе которой родительская близорукость. У таких ро­дителей, как правило, вырастают эгоисты или люди, ни к чему не приученные, безвольные, слабохарактерные. Если родители пре­выше всего ставят свои интересы, мало считаются с желаниями, потребностями ребенка, живут только «для себя» - можно говорить о родительском эгоизме. В подобных семьях нередко растут безы­нициативные, пассивные дети, не имеющие собственного мнения, или, наоборот, настроенные агрессивно, живущие собственными интересами. Мы назвали две крайние точки зрения. В «чистом ви­де» они встречаются редко. В жизни приходится сталкиваться го­раздо чаще с другими проявлениями родительского эгоизма, более тонкого, более замаскированного, а потому и более опасного.

Правильно организовать воспитание детей в семье можно с помощью умелого применения научно обоснованных методов воз­действия. В отечественной и зарубежной педагогике их множество: методы формирования сознания, поведения и деятельности, стиму­лирования и т. д. Остановимся на некоторых из них. Каждый роди­тель стремится привести ребенка к пониманию того, что хорошо, что плохо, к чему следует стремиться и чего следует избегать. На помощь этому приходит убеждение - один из эффективных мето­дов воспитания. Убеждение нередко смешивают с нотацией или морализированием. Но следует помнить, что при убеждении поло­жения доказываются, а при морализировании - декларируются. Содержание и форма убеждений должны соответствовать уровню возрастного развития ребенка. Для подростков в убеждении долж­но присутствовать логическое доказательство. Только «железная» логика позволяет убедить или переубедить ребенка, раскрыть несо­стоятельность позиции ребенка или заставляет его поверить в ис­тинность того, в чем убеждают. Убеждая ребенка, надо самому быть убежденным. Порой родители недооценивают того, что ребе­нок способен по интонации голоса, по внешнему выражению голо­са почувствовать искренность или неискренность его слов. Убеж­дение требует высокого родительского авторитета, который прида­ет воздействию убеждающего силу внушающего влияния. Один из распространенных приемов убеждения: показ последствий поступ­ка, почему-либо не замеченных самим ребенком. Убеждать нужно, осязательно отталкиваясь от тех знаний, того жизненного опыта, от тех чувств, которые уже имеют для ребенка нравственную значи­мость. Когда хотят, особенно подросткам и старшеклассникам, до­казать безнравственность какого-то поступка, прибегают еще к од-

ному приему: проводят параллель между «ими и той отрицатель­ной чертой характера, которая отражается в совершенном поступ­ке. Однако и этот прием вызовет желаемый педагогический эффект только в случае, если ребенок сам осуждает ту черту характера, которая связывается с его поступком.

Мать, заметив, что уже третий раз одиннадцатилетний сын в ее отсутствие берет деньги из коробки, где всегда лежит мелочь на текущие расходы, сказала:

- Гена, ты не находишь, что брать втихомолку даже неболь­шие деньги, то же, что украсть.

- Но ведь тебя не было дома, - ответил мальчик, краснея.

- Честный человек, каким я имела все основания считать те­бя до сих пор, попросил бы нужную сумму заранее или не забыл сказать потом, сколько денег и почему он вынужден был экстренно взять.

- Извини, мама, правда, нехорошо получилось...

Правильное убеждение укрепилось. Однако подобный прием,

безусловно, не оказал бы такого воздействия на мальчика, который уже привык лгать и обманывать родителей.

Общеизвестно, что практика - не только критерий истины, но и источник познания. Только на практике люди испытывают себя в деятельности и познают себя же в процессе общения. Только включенные в реальные отношения с родителями и сверстниками дети познают жизнь окружающих и самих себя. Практика позволя­ет формировать привычки, играющие огромную роль в жизни ре­бенка. Практика убеждает, что нередко только один плохой посту­пок ведет к разрушению хорошего. И наоборот, если ребенка. По­буждают совершать хорошие поступки, то эти действия помогают началу формирования высоких нравственных черт его.

Образ жизни ребенка, как правило, определяется образом жизни родителей. Однако в 11-14 лет ребята уже не слепо копиру­ют поведение взрослых, их подражание становится, как говорят психологи, выборочным. Приглядываясь к действиям, поступкам, прислушиваясь к словам и суждениям взрослых, подростки изби­рают для подражания то, что в их глазах достойно и исходит от людей, авторитетных для них. Воздействие примером, как мы час­то замечаем, на ребенка значительно сильнее, чем слово. Кроме того, если словесные внушения и убеждения противоречат реальной практике поведения родителей, их отношению друг к другу, своим обязанностям и к ребенку, то эти словесные воздействия, не подкрепленные соответствующей практикой, не окажут положи­тельного воздействия. Примеров тому достаточное количество. На формирование поведения ребенка очень сильное влияние оказывают сверстники. Поэтому каждый родитель должен быть заинтересован в дружбе своих детей с такими сверстниками, ко­торые своим примером побуждают и подкрепляют положитель­ные действия.

Элементарные методы формирования поведения, общие для человека и животных, изложены в замечательной книге американ­ского дрессировщика и психолога Карен Прайор «Не рычите на собаку». Давайте познакомимся с некоторыми из них.

^ Положительное подкрепление - это нечто приятное для вос­питанника (пища, ласка, похвала, хорошая оценка и т. п.), совпа­дающее с какими-либо его действиями и ведущее к вероятности повторения этого действия. Уже имеющееся поведение, независи­мо от того, насколько оно случайно, с помощью положительного подкрепления можно усилить. Например, вы зовете щенка, он под­ходит к вам и вы его ласкаете. В дальнейшем такая реакция щенка на ваш зов станет все более надежней. Улыбки и похвала не годят­ся в качестве подкреплений, если тот, кому они адресованы, хочет вывести вас из себя. Подкрепление - это ведь что-то приятное, а в этом случае ему скорее будет приятно, если вы разозлитесь.

^ Незаслуженный куш - этот прием заключается в том, что ре­бенку дается награда, в десять раз превышающая обычное подкре­пление и являющаяся для него сюрпризом. Вот что рассказывает Карин Прайор о себе: «Когда мне было 13 лет, самым большим удовольствием для меня были уроки верховой езды. Конюшни, где я занималась, продавали билеты, каждый на 10 уроков.

По своим деньгам я могла позволить себе один билет в ме­сяц. В то время я жила с отцом, Филиппом Уайли и мачехой Рикки; и хотя они относились ко мне очень хорошо, я вступила в один из тех периодов, когда беспрерывно целыми днями бываешь невыно­симо грубым и противным. Однажды вечером супруги Уайли, ко­торые были любящими и изобретательными родителями, сказали, что они ужасно устали от моего поведения и поэтому решили меня наградить. Они презентовали мне ослепительно новый дополни-

тельный билет на верховую езду. Кто-то из них не поленился съез­дить на конюшни, чтобы купить его. Поразительно! Незаслуженная награда. Как мне помнится, я с ходу переменилась, и мачеха под­твердила мне это много лет спустя».

Все, что вызывает какую-либо поведенческую реакцию, - это стимулы. Часто приходится слышать, как родители, надрываясь, зовут своего ребенка домой, а он не идет. Ребенок не виноват, ро­дители его приучили к этому. Они поощряют такое поведение ре­бенка тем, что не дают положительного подкрепления, когда он слушается. В то же время он чувствует возможность неповинове­ния. Что может быть стимулом, сигналом для ребенка? А в прин­ципе, все что угодно. Но следует помнить, что нужно добиваться быстрой реакции на стимул, а потому и подкреплять только быст­рые реакции, оставляя другие без внимания.

Поощрение - это тоже педагогический прием. Пользоваться им надо умело. Когда ребенка без меры хвалят, одобряют, одари­вают за каждый пустяк, когда им слишком часто восторгаются, он постепенно становится тщеславным, нескромным, слишком само­надеянным, избалованным человеком. Оценивая поведение детей, выбирая меру поощрения за хороший поступок, надо обязательно учитывать мотивы, которыми дети руководствовались, совершая то или иное действие. Поощрение всегда предполагает серьезные тре­бования к личности. Одобряют, хвалят, благодарят, награждают за то, что ребенок сумел заставить себя выполнить какие-то нелегкие для него требования. Важно, чтобы радость подростка и успех бы­ли замечены. Ваше понимание и сочувствие придадут ему уверен­ность в своих силах, помогут созданию хорошего микроклимата в семье. Если ребенок встал вовремя и без возражений выполнил не­которые ваши требования, не поскупитесь на похвалу.

Иногда бывает нужно отучить ребенка от какого-то нежела­тельного поведения. Существуют следующие методы отучения: физическое устранение, наказание, отрицательное подкрепление, угощение, выработка несовместного поведения, связь поведения с определенным стимулом, формирование отсутствия нежелатель­ного поведения, смена мотивации. Например, угощение - это игно­рирование поведения, от которого вы хотите избавиться. Игнори­рование же - это отсутствие подкреплений. Подкреплением данно­го нежелательного поведения (раздражительности, злобы) является реакция именно на это поведение. То есть игнорирование заключа­ется в том, что вы ведете себя так, будто этого поведения вообще нет. Но нужно игнорировать поведение, а не человека. Формирова­ние отсутствия нежелательного поведения - метод этот чрезвычай­но прост. Он состоит в том, что подкрепляется любое поведение, кроме нежелательного. Наиболее распространенный в практике метод - наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, и само наказание является неожиданностью для воспитуемого. Наказание не должно рассматриваться ребенком как про­извол или месть с вашей стороны. Только тогда, когда сам ребенок признает, что наказание справедливо, оно оказывает воспитатель­ный эффект. Детьми всегда воспринимаются как несправедливые наказания, наложенные в состоянии гнева или раздражения. Нака­зывая, ни в коем случае не оскорбляйте ребенка, не задевайте его личности. Желательно, чтобы ребенок заранее знал, что за опреде­ленные проступки его ждет определенное наказание; еще лучше, чтобы он сам участвовал в выработке этой системы наказаний, то­гда оно воспринимается как естественное следствие проступка. Ко­гда наказание наложено, никогда больше не вспоминайте о нем и о вызвавшем его поступке. Не изменяйте вашего обычного стиля общения с ребенком из-за его проступка, не дуйтесь, не обижайтесь на него, - этим вы не только наказываете его за проступок, но и осуждаете его самого, его личность. Прежде чем наказать, задайте себе вопрос: «Зачем я хочу наказать ребенка? Чего я хочу от него добиться?» Если же вы задаетесь вопросом «за что?», значит, вы подсознательно просто хотите отомстить ребенку.

В каждой семье царит свой дух жизни. Выйдя из дома, придя в школу, на работу, находясь в общественных местах, транспорте, магазине, вступая в контакт с людьми, человек приносит заложен­ные дома привычки, стиль общения, проявляя себя на определен­ном уровне культуры. Так же, как и в других сферах общения, жизнь на протяжении поколений и для семейных отношений дик­тует соответственный семейный этикет. Эти правила по форме ви­доизменяются в зависимости от требований конкретного быта, но в основе их неизменно лежит требование взаимного уважения, по­мощи и внимания друг к другу; посильное содействие каждого об­щему семейному благополучию. Взрослые должны постоянно помнить, что даже жесты, слова, манеры подсознательно влияют на формирование личности ребенка. Он становится как бы зеркалом семейных традиций и манер поведения. Если родители сами благо­дарят ребенка и друг друга за помощь или услугу (пусть это будет мелочь), если не забывают и извиниться за причиненное, даже не­значительное неудобство; если обращаясь с просьбой, они всегда добавляют «пожалуйста»; если в семье принят спокойный добро­желательный тон, можно быть уверенным, что ребенок усвоит все это сам и станет поступать так же. Если же родители требуют от ре­бенка слов вежливости только в особо торжественных случаях, в основном в общении с чужими, ребенок, хотя узнает эти слова, бу­дет просто стесняться их употреблять. Нецензурная брань родителей влечет за собой такое же обращение с окружающими их ребенка.

Постоянно упражнять детей в правильном поведении - это задача каждого дня. Приучать к правилам гигиены, вежливости, к определенному режиму дня - значит добиваться, чтобы принятый в семье целесообразный порядок, режим повторялся изо дня в день. Даже единичное нарушение без особых на то уважительных при­чин нельзя оставить незамеченным, ибо оно уже тормозит развитие нужных привычек. Режим в семье должен касаться следующих частностей: придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, одного и того же в рабочие и выходные дни; каж­дая вещь должна иметь свое место, и дети после работы или иг­ры всегда должны наводить порядок в своей комнате; за столом каждый член семьи должен иметь свое место, не опаздывать к приему пищи и т. д.

Нередко наше предчувствие, наше педагогическое чутье по­могают выбирать нужную меру воздействия, проявить педагогиче­ский такт. Скрепляя собственные предчувствия мыслью, сверяя их с педагогическими знаниями, воспитатель, казалось бы, неожидан­но для себя находит живую интонацию обращения, свой стиль об­щения с детьми. Разумеется, выбор верной тональности воздейст­вия определяется, главным образом, общей педагогической культу­рой воспитателя, хотя во многом зависит и от его личных качеств. Как трудно у подростка с его бурно изменчивым настроением, с его непостоянством увлечений и привязанностей определить зачат­ки добра и зла. Здесь без серьезного анализа, без раздумий никак нельзя. Одних предположений недостаточно. Даже знание фактов - еще не все. Предстоит самое сложное: войти в мир переживаний ребенка, помочь ему разобраться в своих мнениях, желаниях, взглядах, вместе с ним найти единственно верную линию поведе­ния. А для этого нужны такт, деликатность, чувство меры, которые помогут выбрать и общий тон общения, и нужные слова.

У родителей должна присутствовать согласованность в вы­боре целей, методов воспитания, в проведении их в жизнь. Во мно­гих семьях, например, дело воспитания страдает из-за отсутствия единства в требованиях. При разнобое требования начинают играть несвойственную им педагогическую роль, дезорганизовывать ре­бенка. Противоречия в требованиях взрослых вынуждают его при­спосабливаться, хитрить, лгать или приводят к тому, что мальчик, девочка начинают пренебрегать вообще всеми требованиями. Но дело не в том, что отец, мать, бабушка не понимают пагубного зна­чения разнобоя в своих требованиях. Беда в том, что чаще всего им трудно между собой договориться о единстве требований, они по-разному их понимают. Как найти выход из подобного положения? Быть может, на какое-то время разделить сферы своего влияния и соответствующих им требований. Если бабушка готовит пищу и кормит внука, дать ей право требовать всего того, что касается приготовления к еде и поведения за столом. Если мать следит за внешним видом ребенка, его одеждой, значит, она предъявляет ему требования, связанные с бережным отношениям к вещам, с тем, когда что надеть. Если отец руководит домашней учебной работой сына, дочери, то он и требует от них то, что необходимо для успеха в учении. Когда какие-то требования бабушки, отца, матери вызы­вают сомнения, споры, то их разумнее решать между собой в от­сутствии детей.

И все же талант великой радости воспитания, приобщения к возвышенным минутам человеческого счастья в самом будничном труде скрыт в каждом из родителей. И развернуться он может мгновенно - стоит только захотеть, задуматься.

^ «ПАКЕТ РОДИТЕЛЬСКИХ МЕТОДИК»
(Как помочь родителям лучше узнать своего ребенка)


Воспитатель должен стремиться узнать человека,

каков он есть в действительности, со всеми его

сла­бостями и во всем его величии, со всеми его

буднич­ными, мелкими нуждами и со всеми его

великими духовными требованиями.

К.Д. Ушинский


В бурно меняющихся условиях современной действительно-сти у школьных педагогов и родителей в последние годы заметно возрос интерес к научно-педагогическим и психологическим методикам изучения личности. Не случайно: педагоги, проработавшие в школе 10-20 лет единодушно утверждают — воспитывать детей становится все труднее и труднее. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире и нашей стране, усложняются науки о ребенке, меняются взгляды на воспитание и развитие детей...

Неизменным остается одно — желание родителей воспитать в своем ребенке Человека. Вот почему возрастает интерес к изучению ребенка.

Тест «Воспитанный ребенок?»
1. Вы частенько подшучиваете над недостатками вашего ребенка.

2. Вас беспокоит, что ребенок много времени уделяет своей внеш­ности.

3. По вашему мнению, отстаивание ребенком своей позиции ни к чему хорошему не приведет.

4. Вы слишком сильно переживаете неприятности, неудачи вашего ребенка.

5. За ребенком нужен постоянный контроль со стороны взрослых.

6. Лучшие советчики в воспитании ребенка — ваши интуиция и опыт.

7. Дети и секс — эти два понятия для вас несовместимы.

8. Вы часто строго критикуете себя за ошибки ваших детей.

9. Вы полагаете, что большинство окружающих враждебно относится к вашей семье.

10. Часто ловите себя на том, что ваш ребенок вызывает у вас чувство жалости.

11. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

12. Вы считаете, что особое внимание и заботу нужно проявлять к ребенку только тогда, когда он заболевает.

13. В первую очередь ребенок должен слушаться старших.

Подсчитайте результат: за каждый ответ «да» вы получите 10 баллов.

110 и выше — возможно, вам необходимо серьезно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей. Дело даже не столько в детях, сколько в вашем характере. Придерживаясь такого стиля воспита­ния, вы будете сталкиваться со все увеличивающимися трудностями. Со временем вы рискуете потерять те контакты, которыми очень дорожите. Самое лучшее в этой ситуации — обратиться к кон­сультанту по взаимоотношениям или специальной педагогической литературе. Но самое главное — больше прислушиваться к жела­ниям и мнению самого ребенка. Тогда его сложившаяся жизнь в будущем станет для вас самой приятной наградой.

70-100 — не оправдывайте себя нехваткой времени на занятия с ребенком — это не лучший способ воспитания. Наверное, труд­ности во взаимоотношениях можно лучше всего разрешить, начав с анализа собственных проблем. Не забывайте, что уверенность в себе и самостоятельность так же важны для будущего вашего ре­бенка, как и уважение к старшим. И самый первый шаг — признать, что у ребенка есть право на свое мнение.

30-60 — вы делаете все, чтобы лучше понимать своего ребенка, и считаете, что лучше всего, если ребенок сам научится разрешать многие проблемы. Вы собираетесь избегать слепого послушания с его стороны, но уделите еще больше внимания развитию у него навыков самостоятельного мышления. Хорошо бы не только понимать, но и принимать позицию другого, даже если это «всего лишь» ребенок.

0-20 — судя по всему, у вас отличный контакт со своим ребенком. Вы понимаете его проблемы и делаете многое, чтобы и он понимал вас так же хорошо. Вам удается главное — помогать ребенку становиться активным, способным к самостоятельному вы­бору человеком. Вы верите, что, став взрослым, ваш ребенок сможет совершать справедливые и добрые поступки. Очевидно, вы способ­ный воспитатель.


^ Тест «Понимаете ли Вы своего ребенка?»
Я знаю, кто его (ее) лучший друг:

1) совершенно точно;

2) приблизительно;

3) не знаю.

Мой сын (дочь) поссорился со своим лучшим другом:

4) делаю вид, что ничего не замечаю;

5) сразу же подробно обо всем спра­шиваю;

6) проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заговорит сам.

^ Как обо мне думают его (ее) друзья?

7) положительно;

8) меня это не интересует;

9) не очень хорошо.

Как я отреагирую, если у моего сына (дочери) появился взрослый друг (подруга) вне семьи?

10) отрицательно;

11) постараюсь узнать его (ее) поближе;

12) все оставлю на его (ее) усмотрение.

^ Узнав, что друг (подруга) моего сына (дочери) вел себя недо­стойно:

13) запрещу дружить;

14) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому (самой) сделать вывод;

15) не обращу внимания.

^ Был ли у меня самого (самой) в жизни хороший друг (подруга)?

16) был;

17) не был;

18) не могу сказать.

Я запрещу сыну (дочери) дружить с каким-то конкретным человеком:

19) если он плохо влияет на сына (дочь);

20) если его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой;

21) если он не соот­ветствует моим представлениям о друге.

^ Друзья сына (дочери) пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес?

22) в большинстве случаев могу;

23) это удается только иногда;

24) вообще не удается.

^ Сын (дочь) рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:

25) всегда подробно;

26) не рассказывает совсем;

27) рассказывает только об отдельных случаях.

^ Лучший друг (подруга) сына (дочери) выразил желание уча­ствовать вместе с вашей семьей в летнем путешествии или в

какой-то другой поездке:

28) радуюсь;

29) категорически возражаю;

30) мне все равно.
Баллы (2-я цифра) за каждый ответ: 1—5, 2—3, 3—0, 4—2, 5—0, 6—5, 7—5, 8—0, 9—1, 10—0, 11—5, 12—2, 13—1, 14—5, 15—1, 16—3, 17—1, 18—0, 19—3, 20—1, 21—1, 22—5, 23—3, 24—1, 25—1, 26—0, 27—3, 28—5, 29—1, 30—0.

Оптимальное количество баллов — 44, минимальное — 3.

Чем больше баллов вы получили, тем больше оснований думать, что ваши отношения с собственным ребенком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15, вы должны основательно пересмотреть вашу воспитательную позицию и лучше присмотреться к себе.

«Тест для родителей»
Перед вами десять обыденных, часто встречающихся в жизни ребенка ситуаций. Из предложенных ответов выберите те, которые в наибольшей мере отвечают стилю вашего воспитания, и подсчи­тайте очки.

^ 1. Ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается: то вернется домой с разодранными шта­нами, то с синяком,

а) Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс — 3 очка;

б) оказываете помощь ребенку, но журите, говорите, что в один прекрасный день его шалости могут ему дорого обойтись — 0;

в) вообще не обращаете на него внимания, пусть все сделает сам — 5.

^ 2. У ребенка есть друзья, но они непослушны, дурно воспитаны,

а) Вы разговариваете с их родителями — 2 очка;

б) зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них — 5;

в) объясните своему ребенку, в чем состоят недостатки его друзей, что они для него

плохой пример — 0.

^ 3. Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать,

а) Вы ничего не предпринимаете, пусть ребенок научится проигрывать — 0 очков;

б) отказываетесь играть с ним, пока он будет так болезненно воспринимать поражение -3; в) умышленно создаете такую ситуацию, при которой ребенок научился

бы проигрывать— 5.

^ 4. Ваш ребенок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он вообще не хочет идти спать,

а) Вы объясняете, как важен сон— 3 очка;

б) позволяете, чтобы ребенок ложился, когда захочет, но утром заставляете вставать вовремя — 5;

в) укладываете его в постель в определенное время и оставляете одного — 0.

^ 5. Детских телепередач ребенку уже недостаточно, он может смотреть телевизор целый день,

а) После детской программы ребенок ложится спать, а вы включаете телевизор после того, как он заснул — 0 очков;

б) говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, так, чтобы он понял — 2;

в) выбираете для него некоторые передачи;

г) определяете, сколько часов ребенок может смотреть телевизор, но он сам может решить, когда и что смотреть — 5.

^ 6. Ребенок ваш достаточно дерзок, за словом в карман не полезет,

а) Объясняете, что такое поведение неприлично, что люди его за это строго осудят — 5 очков;

б) запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание — 0;

в) каждый день, когда он ведет себя прилично, поощряете его — 3.

^ 7. Вашему ребенку еще немного лет, а он уже интересуется девочками (мальчиками),

а) Оставляете все как есть — 3 очка;

б) пытаетесь пресечь детскую влюбленность, если она проявляется — 0;

в) по-деловому объясняете, что такое любовь и какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной — 5.

^ 8. Другие дети преследуют вашего ребенка: бьют его, насме­хаются над ним.

а) Учите его давать сдачи — 5 очков;

б) разго­вариваете с родителями этих детей — 3;

в) делаете так, чтобы ваш ребенок избегал контактов с такими детьми — 0.

^ 9. Вы создаете старшему сыну (дочери) все необходимые условия. Но он (она) ничего не ценит, обижает младшего брата (сестренку).

а) Вы в присутствии младшего ребенка призываете его к благора­зумию — 5 очков;

б) уделяете сыну (дочери) большее внимание, независимо от того, что он (она) старше — 3;

в) вообще не вмешиваетесь — 1.

^ 10. Ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей,

а) Вы считаете: как он относится к другим, так и вы к нему, чтобы он на своем опыте мог оценить собственное поведение — 0 очков;

б) стремитесь оказать ему большее внимание, чем до сих пор — 5;

в) запрещаете ему смотреть фильмы, где показывают насилие и убийства — 2.
^ От 0 до 18 очков. Вы воспитываете своего ребенка для жизни, которой вы жили и живете сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению. Вы забываете, что в третьем тысячелетии решающими будут уверенность в себе, самостоятельность, творческие способности. Вашему ребенку по­требуются эти качества, но вы не развиваете их в нем, не видите, что жизнь идет вперед и меняется.
^ От 19 до 35 очков. Вы еще недостаточно задумываетесь над обстановкой, в которой будет жить ваш ребенок. Однако надо отдать вам должное: вы стремитесь быть современными, не используете стереотипные методы в воспитании, считаете, что лучше всего, если ребенок сам научится решать многие проблемы; вы предоставляете ему достаточную свободу, не стремитесь, чтобы он слепо подчинялся авторитету взрослых. И все же подготовка вашего ребенка к самостоятельной жизни недостаточна. Вы слишком слабо развиваете в нем самостоятельность мышления, уверенность в себе. Хотя вы не хотите, чтобы ваш ребенок слепо вас слушался, не исключено, что он не сможет в достаточной мере выработать соб­ственные взгляды.
^ От 36 до 50 очков. Вы верите, что ваш ребенок станет жить в мире, в котором царят доброта, справедливость, ценится иници­атива, а эгоизм осуждается. В мире, где уважают ум, независимое мышление, откровенность, собственное мнение.

^ Тест «Хороший ли вы психолог?»
Наверное, большинство читателей сразу же ответят: конечно, да. Но так ли это? Давайте проверим... Из трех типов характера, который мы предлагаем, выберите тот, который вам больше всего подходит.
^ Первый тип. Вы не любите компании, предпочитаете тишину, прогулки на природе. Общение с друзьями в домашней, непри­нужденной обстановке вас радует больше, чем вечера, проведенные в шумных кафе. Из-за этого ваши знакомые думают, что вы

скучный человек.
^ Второй тип. Вы достаточно легкомысленны, легко сходитесь с людьми. Но вы поддаетесь слишком частой смене настроений: то грустного, то чересчур веселого.
Третий тип. Ваши знакомые находят, что в компании вы не­заменимы. У вас есть чувство юмора, вы способствуете созданию хорошего настроения у других. Можете без конца смешить, рас­сказывать интересные истории.

А теперь посмотрите, совпадает ли выбранный вами тип с тем, что определил для вас психолог:

1. Любите ли вы кушанья с острыми приправами?

За ответ «да» запишите себе 3 очка, за ответ «нет» — 2 очка.

2. Хорошо ли вы себя чувствуете в компании?

Да — 2, нет — 1.

3. Возникает ли у вас желание иногда подскочить от радости до потолка?

Да — 4, нет — 2.

4. Умеете ли вы занимать своих гостей?

Да — 3, нет — 2.

5. Часто ли у вас бывают головные боли?

Да — 1, нет — 2.

6. Забываете ли вы, хоть иногда, почистить зубы?

Да — 4, нет — 1.

7. Всегда ли вы носите одну и ту же прическу?

Да — 3, нет — 1.

8. Любите ли вы разгадывать кроссворды?

Да — 1, нет — 4.

9. Занимаетесь ли вы зарядкой?

Да — 3, нет — 1.

10. Часто ли у вас бывает меланхолическое настроение?

Да — 1, нет — 4.

11. Любите ли вы работать в тишине, в спокойной обстановке?

Да — 4, нет — 1.

А теперь подсчитаем очки.

Если вы набрали менее 20 очков, это означает, что вы ближе всего к первому типу. 21—25 очков: ваш характер напоминает второй тип людей. Если же вы набрали свыше 25 очков, то вы больше всего подходите к третьему опи­санному типу людей.

^ Тест «Правильны ли ваши представления о мальчиках и де­вочках?»
Один французский психолог составил тест, который раскрывает некоторые предрассудки взрослых в подходе к воспитанию маль­чиков и девочек. Каждый родитель или педагог с помощью этого теста может проверить, насколько верны его представления об их психологических особенностях.

Предлагаем 20 утверждений психолога, на которые нужно от­ветить «да» (если вы согласны с этим утверждением) или «нет» (если придерживаетесь другого мнения).

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

2. Девочки лучше относятся к слабым, больным людям, животным, растениям.

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

4. Мальчики испытывают большое желание отличиться.

5. Мальчики больше одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек — слуховая.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10. Мальчики агрессивные.

11. Девочки менее активны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой ком­пании, а не узкому кругу друзей.

13. Девочки более ласковы.

14. Девочки легче попадают под чужое влияние.

15. Мальчики более предприимчивы.

16. Девочки более трусливы.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.
Мнение психолога:

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено фактов, дающих повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых, животных и растениях. Разве что в возрасте 6-9 лет.

3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, ду­мают о будущем.

5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем. Считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрас­судка, то не заметим большой разницы.

6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды, домашней обстановки и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Они более чувствительны к боли, страданию. Мальчики лишь де­лают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.

7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.

9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правило.

10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинает формироваться их личность.

11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.

12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Мальчики же склонны к коллективным играм, собираются в более крупные группы. Это положение со­храняется и когда они вырастают.

13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы. Мальчики в определенный период тоже требуют ласкового обращения.

14. Напротив, мальчики скорее склонны принимать «на веру» мне­ние компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отно­шению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспо­сабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18. В этом отношении ни у кого нет преимуществ. Все зависит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики, и девочки.

19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и ком­паниям сверстников, девочки чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

С помощью этого теста вы определили, насколько ваши пред­ставления о мальчиках и девочках совпадают с мнением психолога. Вероятно, каждый убежден, что прав именно он. Но учтите лишь то, что у психолога за многие годы работы было куда больше возможности изучить детей.


^ Тест «Талантливый ребенок: какой он?»
Конечно, каждая мама считает, что ее ребенок самый лучший, умный, талантливый. И это правильно. Неталантливых, ни к чему не способных детей просто нет, не может быть. Но вот понять, в какой именно области ребенок может наиболее полно раскрыть

свои способности, не всегда удается вовремя, и возможны ошибки, разочарования.

Предлагаем вам тест, составленный психологами для детей с 7 до 13 лет: он поможет проверить ваши собственные наблюдения и определить, в чем именно талантлив ваш ребенок от рождения, к какой области деятельности его тянет.

Не чувствуйте себя разочарованными, если результаты тести­рования не соответствуют вашим ожиданиям. Ведь ребенок меня­ется, все еще у него впереди. И тем более не стоит считать малыша каким-то особенным, выдающимся, если результаты окажутся пре­восходными. И все-таки стоит себя проверить!

Итак, ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы. Каждое «да» — 1 очко.

1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

10. Боится ли темноты?

11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14. Был ли удачен этот замысел?

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли ребенок в выборе одежды собственный вкус вашему?

18. Есть ли у него свой собственный мир, недоступный окружаю­щим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?

23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впе­чатления?

От 20 до 23 очков: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует по­могать ему в этом.

От 15 до 19: ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-либо заинтересован.

От 4 до 8: ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к прак­тической деятельности.

^ Менее 4 очков: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.

Тест «Как у вас с нервами?»
Стресс — одна из самых болезненных примет нашего времени. Многие все чаще заболевают из-за того, что постоянные чрезмерные нервные перегрузки делают нас раздражительными, вспыльчивыми, нервными. Как справляемся мы с ежедневными раздражителями? Умеем ли владеть собой в критический момент? В какой-то степени в этом поможет разобраться следующий тест. Ответ на любой вопрос:

«да» (5 точек),

«не особенно» (3 точки),

«нет» (0 точек).

Раздражает ли вас...

смятая страница газеты, которую вы хотите прочесть?

женщина в возрасте, одетая, как юная девушка?

излишняя близость собеседника, например, в переполненном трамвае?

курящая на улице женщина?

если кто-то кашляет рядом с вами?

когда кто-то грызет ногти?

когда любимая жена (муж) постоянно опаздывает?

когда кто-то, сидящий перед вами в кинотеатре, все время вертится и комментирует сюжет фильма?

когда вам пытаются пересказать сюжет романа, который вы соби­раетесь читать?

когда вам дарят ненужные предметы?

громкий разговор в общественном транспорте?

очень резкий запах духов? человек, чрезмерно жестикулирующий при разговоре?

коллега, часто употребляющий иностранные слова?
^ Более 50 точек: вас никак не отнесешь к спокойным и терпе­ливым людям. Вы раздражаетесь от всего, даже от мелочей. Можете легко вспылить и выйти из себя, а от этого не только очень расстраивается ваша нервная система, но и страдают окру­жающие.

12—49 точек: вы относитесь к самой распространенной группе людей. Раздражает вас только самое неприятное, но вы не делаете трагедии из обычных человеческих недостатков. Умеете довольно легко забывать о большинстве неприятностей.

^ 11 и менее точек: вы очень спокойный человек и реально смотрите на жизнь. Но возможно и другое — этот тест не смог обнаружить ваши самые уязвимые стороны. Решите сами, так ли это. Во всяком случае, о вас можно с уверенностью сказать, что вы не тот человек, кого легко вывести из равновесия.


^ Тест «Кто вы своему ребенку: родитель или приятель?»

Многие психологи считают, что родители, пытающиеся играть роль приятеля в отношениях с детьми, забывают о том, что самой природой им предназначено быть опорой своему ребенку.

Родитель или приятель? Попробуйте найти для себя ответ в этом английском тесте.

1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что вы делаете?

а) выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней?

б) от­вечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?

в) обещаете купить для нее портативный телевизор?

г) записываете фильм на видео, а дочери позволяете смотреть рок-шоу?

2. Вы видите в своих детях:

а) людей, равных себе?

б) тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость?

в) маленьких взрослых?

г) тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

3. Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую прическу вы носите? а) которая больше всего вам подходит?

б) которая отвечает последней моде?

в) которая копирует прическу любимой рок-звезды?

г) которая копирует стиль сына (дочери)?

4. Поговорим о вашем возрасте:

а) знают ли дети, сколько вам лет?

б) вы предпочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми?

в) скрываете ли вы свой возраст от детей?

г) настаиваете ли вы на том, что знаете больше, потому что старше?

5. Как вы одеваетесь?

а) подражаете стилю рок-звезды, любимой сыном (дочерью)?

б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это поможет установить более тесную связь между вами?

в) выбираете ту одежду, которая лучше всего вам подходит?

г) следуете молодежной моде, потому что так вы чувствуете себя моложе?

6. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?

а) посчитаете, что это его личное дело?

б) станете подшучивать над его женственностью?

в) скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодным?

г) купите такую же серьгу и нацепите ее, чтобы составить сыну компанию?

7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:

а) затыкаете уши ватой и делаете свои дела?

б) уменьшаете громкость?

в) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?

г) говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка буквально бьет вас по голове?

8. При споре с детьми вы:

а) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать вас вовсе? б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?

в) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь ведь так коротка?

г) признаете, что они правы, если они действительно правы?

9. Дети пригласили в гости сверстников, а вы:

а) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?

б) составляете им ком­панию, стремясь держаться на равных?

в) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей тоже такими веселыми, как вы?

г) ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что вы всегда рядом на случай, если что-то произойдет?

10. Дети собираются на дискотеку, но вас не берут, а вы:

а) не удивляетесь, потому что они знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы?

б) печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?

в) обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое веселье?

г) расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощеголять в облегающих джинсах и металлических побрякушках?

11. Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему вы так делаете?

а) чтобы быть с детьми в хороших отношениях?

б) потому что это позволяет сократить раз­ницу в возрасте?

в) потому что это может дольше удержать семью вместе?

г) потому что это для вас естественно?

12. В отношениях со своими детьми вы:

а) обращаетесь с ними как со взрослыми?

б) обращаетесь с ними как с маленькими?

в) стремитесь быть их приятелем?

г) ведете себя так, как должно родителям?
Подсчитайте ваши очки:

А Б В Г

1 3 0 2 1

2 3 2 1 0

3 0 2 1 3

4 1 3 2 0

5 2 3 0 1

6 0 1 2 3

7 1 0 2 3

8 3 1 2 0

9 1 3 2 0

10 0 2 1 3

11 3 2 1 0

12 2 1 3 0

36—25 очков: вы, наверное, думаете, что весело проводите время с детьми, стараясь быть с ними на равных во веем. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы слишком переигры­ваете, взяв на себя роль приятеля собственных детей, ставя их на одну доску с вами. Ведь большинство детей прекрасно это понимают, а в результате, как считают эксперты, подспудно возрастает их нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя; и важно осознать, что именно вы призваны обес­печить своим детям чувство перспективы и преемственности, знание общественных корней и выбор места в жизни.

24—14 очков: ваши дети, похоже, так и не знают в точности, как же им с вами правильно держаться. Вы явно стараетесь им потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своем в чем-то важном, и это вызовет в детях гнев, растерянность и неповиновение. Но вы зашли еще не так далеко и можете перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения. И пусть вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить вас, если вы станете утверждать себя в родительской роли.

13—0 очков: так держать, мистер (или миссис) средний роди­тель! Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся настроения и нужды своих детей, иногда поддаетесь соблазну ус­тупить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а не на их условиях. Ссоры неизбежны, однако дети вас любят, уважают и — главное — видят в вас любящего и надежного родителя. При удаче вас ожидает такое семейное счастье, какое позволяет нам выдержать современную жизнь с ее стрессами и разочарованиями.


^ Тест «Умеете ли вы быть счастливым?»
У каждого есть в жизни моменты, когда чувствуешь себя сча­стливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет.

Наверное, иначе и быть не может... И все же тайно завидуешь людям, которые, по крайней мере внешне, всегда выглядят доволь­ными собой, к происходящему вокруг относятся философски. А вы — к какой категории принадлежите вы? Умеете ли быть счастли­вым? Может быть, ответить на этот вопрос вам поможет этот тест из болгарского еженедельника «Орбита». На каждый вопрос выбе­рите один из трех ответов:

1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите к выводу, что:

а) все было скорее плохо, чем хорошо;

б) было скорее хорошо, чем плохо;

в) все было отлично.

2. В конце дня обыкновенно:

а) недовольны собой;

б) считаете, что день мог бы пройти и лучше;

в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.

3. Когда смотрите в зеркало, думаете:

а) о боже, время бес­пощадно;

б) а что, совсем еще неплохо;

в) все прекрасно.

4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете:

а) ну мне никогда не повезет;

б) а черт! Почему же не я;

в) однажды так повезет и мне.

5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе: а) вот так однажды будет и со мной;

б) к счастью, меня эта беда миновала;

в) эти репортеры умышленно нагнетают страсти.

6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего:

а) ни о чем не хочется думать;

б) взвешиваете, что «день грядущий мне гото­вит»;

в) довольны, что начался новый день, и могут быть новые сюрпризы.

7. Думаете о ваших приятелях:

а) они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы;

б) конечно, у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы;

в) замечательные люди!

8. Сравнивая себя с другими, находите, что:

а) «Меня не дооценивают»;

б) «Я не хуже остальных»;

в) «Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все!»

9. Если ваш вес увеличился на 4-5 кг:

а) впадаете в панику;

б) считаете, что в этом нет ничего особенного;

в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физическими упражнениями.

10. Если вы угнетены:

а) клянете судьбу;

б) знаете, что плохое настроение пройдет;

в) стараетесь развлечься.
Каждый ответ «а» — 0 очков, «б» — 1 очко, а «в» — 2 очка.
17—20 очков: вы такой счастливый человек, что не верится, будто такое возможно! Радуетесь жизни, не обращая внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но... Не слишком ли

поверхностно и легко относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредит?

13—16 очков: наверное, вы «оптимально» счастливый человек, и радости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы добры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуйте, сталкиваясь с трудностями, трезво их оценивайте. Ок­ружающим с вами удобно.

8—12 очков: счастье и несчастье для вас выражаются известной формулой «50 на 50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.

0—7 очков: вы привыкли на все смотреть сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистичных людей. Хорошо бы чем-то увлечься, найти хобби.

(Тест для детей «Наедине с самим собой» (об отношениях с родителями)
1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?

2. Говоришь ли ты со старшими «по душам», советуешься ли по «личным делам»?

3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?

4. Знают ли родители твоих друзей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?

7. Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свое свободное время вне дома?

8. Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?

9. Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?

10. А «детские праздники» — предпочитаешь ли ты, чтобы родители были с вами, или хочешь проводить их без взрослых?

11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе в прогулках, туристских походах?

15. Предпочитаешь ли проводить выходные дни вместе с ними или нет?
Утвердительный ответ оцени 2 очками.

Если ответ выра­жается словами «отчасти», «иногда»,— 1 очком.

Если он от­рицателен — 0.

Подсчитай, сколько очков ты набрал.

Если более 20 очков — твои отношения со старшими в семье в основном можно считать благополучными.

Если от 10 до 20 — отношения можно оценивать как удов­летворительные, но недостаточно многосторонние; подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Если менее 10 — твои контакты с родителями явно недоста­точны. Необходимо решать, как их улучшить.


Хорошо помогает в изучении собственного ребенка самоанализ, внимательное наблюдение. Всегда ли родители строят свои взаи­моотношения с детьми на основе взаимопонимания?

Посмотрите на себя глазами детей и ответьте на ряд вопросов:

1. Какой меня видит мой сын или дочь?

2. Чувствует ли он, что я его люблю?

3. Считает ли он, что я его понимаю?

4. Есть ли у него основания считать меня справедливым человеком, добрым, отзывчивым?

5. Нравится ли ему, как я с ним говорю?

6. Хотел бы я, чтобы он так говорил со мной, как я с ним?

7. Если я, когда мы ссоримся, чувствую обиду, злость, то, что он чувствует ко мне?

8. Хотел бы я, чтобы меня сейчас воспитывали так, как я его?

9. Каких тем я избегаю в разговоре с ним?

10. Чувствует ли он себя одиноким, непонятым?

11. От чего он страдает, знаю ли я об этих страданиях или даже не догадываюсь?

12. Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым мы оба занимаемся с удовольствием?

Номинация «Лекция для родителей»

МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
И ИХ РОЛЬ В НРАВСТВЕННОМ
РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ.

Еремина Наталья Викторовна

учитель начальных классов



Похожие:

Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков iconРоль домашнего чтения в нравственном воспитании ребенка Форма проведения
Если учитывать, что при этом осуществляется активное проявление родительского отношения к содержанию школьного образования и стоящей...
Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков iconИнформация о средствах обучения и воспитания
Средства образования включают в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической...
Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков iconПо направлению «Здоровье» на 2013-2014 учебный год. Задачи
Выявлять, осваивать и использовать в работе коллектива наиболее эффективные формы, методы и приемы воспитания
Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков icon«основные правила семейного воспитания»
Ваш ребенок для вас это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих...
Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков iconПрограмма работы с родителями «Семья и школа»
В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Как известно,...
Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков iconТеатральные игры в кругу семьи, их роль в развитии ребенка
С этим связано стремление : дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить....
Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков iconОдним из важнейших моментов деятельности психолога является работа с родителями
Если обратиться к теории семейного воспитания, то ее основным принципом, по мнению А. Адлера, является взаимоуважение членов семьи,...
Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков iconРоль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности. Социально неуверенные дети
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, с внешним миром. Если точно следовать...
Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков iconБилет № Роль географической науки в решении важных проблем развития страны. Национальный состав населения страны. Основные языковые семьи и группы. Билет №2
Методы географических исследований и основные источники географической информации
Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков iconМесто и роль дод в условиях модернизации образования в соответствии с требованиями инициативы «Наша новая школа»
В связи с обсуждением перспектив развития в стране физической культуры, спорта и туризма, совершенствования системы информационного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов