Конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель icon

Конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель




НазваниеКонспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель
Дата конвертации21.04.2015
Размер262.72 Kb.
ТипКонспект
источник

План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс

Эпиграф урока: « Взлетает пыль и куча пепла-

в Земле бушует бот огня...»

Цель:
* дать детям представление о таких грозных природных явлениях, как землетрясение, извержение вулкана;

* рассказать о причинах возникновения, признаках приближающегося землетрясения, извержения вулкана и способах выживания при этих природных явлениях.
Задачи:
* Образовательные: познакомить детей с новыми понятиями: очаг землетрясения, эпицентр, жерло, кратер, магма, лава, сейсмограмма, сейсмические области; рассказать о работе прибора сейсмографа,

* Воспитывающие: воспитание бережного отношения к своей жизни и жизни других людей.

* Развивающие: развитие мышления, памяти, пространственного воображения, логического мышления.

Оборудование:

1.Физическая карта мира,

2. Атласы,

3.Контурные карты,

4.Слайды мультимедиа,

5. Компьютер,

6. Проектор,

7. Экран.

План урока:

  • 1. Проверка уровня усвоенных знаний

  • 2. Изучение нового материала:

  • А) типы движения земной коры.

  • Б) вулканы, горячие источники, гейзеры.

  • В) работа на контурной карте: нанесение на контурную карту
    вулканов, сейсмических поясов Земли.




  • 3. Закрепление изученного материала.

  • 4. Домашнее задание.
    Ход урока.

  • Мотивационно - организационный момент.

- Давайте вспомним, что представляет собой литосфера - твердая
оболочка планеты. Может ли она оставаться целостной на поверхности
Земли?

^ Правильно, нет. Литосфера имеет множество трещин и
разломов.


Что происходит в местах этих разломов и трещин? Это и
есть задача нашего урока.

Проверка уровня усвоенных знаний

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с царицей географии -
геологией, т.е. изучили наиболее распространенные горные породы, их
происхождение, особенности залегания, использование человеком.
Давайте вспомним.

  • Как подразделяются горные породы по происхождению?

  • ^ Ответ: Горные породы по происхождению подразделяются на
    магматические, метаморфические и осадочные


Скажите, а что это за маленькие раковинки симпатичных рачков? В какой породе их можно встретить?

^ Ответ: Это мел под увеличением микроскопа в 150 раз. Наличие мела в недрах свидетельствует о том, что данная территория когда-то было океаническим дном.

Задания нa знание фактов

- Выбери правильный ответ.

1. Толщина мантии:

а) 10 км; в)2900 км; д) 1800 км.

б) 65 км; г) 3500 км;

2. Максимальная мощность земной коры?

а) 800 м; 6) 8 км;

в) 80 км; г) 800 км.

3. Укажите радиус ядра Земли

а) 3500 км; 6) 1800 км; в) 1500 км; г) 70 км; д) 2600 км.

4. Из каких слоев состоит земная кора? Какие типы ее ты знаешь?

5. Какой слой отсутствует в ОЗК? (Гранитный.)
Задания на проверку усвоения понятий

- Что такое мантия? Перечисли существенные признаки мантии.

- Зная, что такое ядро, перечислите его признаки.
Задания на проверку умений

1. Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли t = + 8°С, а глубина шахты 750 м.

(750: 100 = 7,5; 7,5 + (+8) = 15,5°).

2. Вычислите температуру в шахте, если на поверхности 3емли t = + 15°С, а глубина шахты 1000 м.

(1000: 100 = 10; 10 +10 + (+15) =+25°).

3. Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли t = -20°С, а глубина шахты 1000 м.

(1000: 100 = 10; 10 +10 + (-20) =-10°).

4. Вычислите температуру на поверхности земли, если в шахте глубиной 1000 м температура +30°С.

(1000 : 100 = 10; 10 +30 - (+10) =+20°С).

5. Реши задачу. Температура у поверхности +24°С, а на глубине +34°с, а на глубине + 34 °С. Определите глубину шахты.

(+34 - 24 = 10; 10 ' 100 = 1000 м).

б. Почему необходимо изучать зeмные глубины? Каким образом ученые это делают?

Загадки

  1. «24 солдатика были совершенно одинаковыми, а 25 солда­тик был одноногий. Его отливали последним, и металла немного не хватило». Вы помните эту сказку Г. X. Андерсена? Какого металла не хватило? (Олова.)

  2. Порода горного царства из шпата, слюды и кварца. (Гра­нит.)

  3. Почему пишет карандаш? Из какой горной породы сделан его стержень? (Графит.)

  4. Из этой горной породы врач накладывает повязку на сло­манную руку. (Гипс.)


2. Формулирование темы урока и целеполагание.

Мы продолжаем изучение особенностей литосферы Земли. В одних местах литосфера ведет себя спокойно, в других является грозной разрушительной силой.

Наша цель - познакомиться с этими грозными явлениями.

Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.

Сотрясенье земли унесло города…

Все оковы небес разомкнуться смогли.

Свел разгул сотрясенья суставы земли,

Сжал он бедную землю в такие тиски,

Что огромные скалы разбил на куски…
поэт Низами
– О каком природном явлении это стихотворение?
Дети. О землетрясении.
- Ha побережье Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Объясните, почему ко­лышки для лодок находятся нe у самой кромки воды? (Земная паверхность поднялась.)

- Что из этого следует? (Земная кора движется.)

- Итак, какова тема урока? (Движения земной коры.)

- Какие могут быть направления движения земной коры? (Вер­тикальные и горизонтальные.)

- Заполним схему в тетради.

-И те, и другие движения очень медленные, всего несколько см в год, поэтому заметить результаты этих движений можно че­рез сотни лет.

- ^ Pешите задачу. Какую высоту будут иметь Скандинавские го­ы через 100 лет, если скорость поднятия - 2 см в год при ус­ловии равномерного поднятия. (2 cм, 100 мм = 200 см = 2 м.)

- К чему приводят горизонтальные движения? (образованию складок(гор), тектонических разломов).

- А теперь посмотрим нa результаты вертикальных -движений: (образуются возвышености, плоскогорья, низменности)

- Если медленные горизонтальные и вертикальные движения накладываются, то образуются горсты и грабены.

Вертикальные называются ГОРСТ, ГРАБЕН. (Учащиеся записывают в тетрадь термины и зарисовывают схематично движение участков литосферы.)

Разлом (разрыв) нарушение сплошности горных пород, без сме­щения (трещина) или со смещением. Размеры от тысячи километров пo протяженности и сотен километров в глубину (т. е. уходящие в мантию) до микроразрывов, не различимых простым глазом.

Горст (нем. Horst - холм) - участок земной коры, обычно вытя­нутый, ограниченный круто наклоненными разрывами и под­нятый относительно прилегающих участков.

Грабен (нем. Graben - ров) - участок земной коры, обычно вытя­нутый, ограниченный круто наклоненными разрывами и опу­щенный относительно прилегающих участков:
- Есть только одно движение, которое совмещает в себе быст­рые горизонтальные и вертикальные движения - это землетрясение - это и будет вторая часть сегоднящней темы. Ежегодно происходят до 100 000 землетрясений; катастрафиче­ских около 10. Любое зежлетрясение это деформация земной коры из-за возникающего давления внутри литосферы.

- Представьте, что есть пружина, сжав ее, мы придаем пружине, давление, которое сдерживает наша рука. Так и в природе: пружина - очаг землетрясения, где происходит накапление напряжения, а сдерживает его литосфера. Небольшое смеще­ние литосферных плит, притяжение Луны, исчерпание место­рождения нефти и т. д. вызывают разрядку напряжения. Тем самым появляются сейсмические колебания.

- ^ Прочтите в учебнике, и запишите в тетрадях как называется место, где возникают сейсмические колебания? (Эпицентр.)

Очаг, гипоцентр (or греч. hypo - под, внизу) - место в литосфе­ре, где происходит внезапный разрыв или смещение и возни­кают упругие колебания, передающиеся нa большие расстоя­ния. Очаги землетрясения могут быть расположены на разной глубине, обычно в пределах земной коры, т.е. до глубины 60 км., но иногда возникают и в верхней мантии на глубине 500-700 км.

Эпицентр (от греч ерi – на, над) – место на земной поверхности непосредственно над очагом землетрясения. В эпицентре и вокруг него наблюдаются наибольшие разрушения.

Очаг возникает на глубине до 5 км, непосредственно над ним находится ЭПИЦЕНТР, где сила наибольшая.

- А теперъ суммируйте все знания и дайте полный ответ, что та­кое землетрясение. (Землетрясения - подземные удары и коле­бания земной поверхности. Землетрясения происходят тогда, когда далго накапливающиеся напряжения в лиmосфере пре­вышают предел упругости и происходит быстроe, почти мгновенное смещеные больших масс литосферы; относитель­но друг друга. Землетрясения имеют очаг, эпицентр, где они образуются. Если землетрясения - горизонтальные и верти­кальные движения (на границах литосферных nлит). Земле­трясение - стихийное бедствие.)

Землетрясения (сообщение учащегося)

Землетрясение имеет силу. Сила землетрясения - степень прояв­ления землетрясения нa земной поверхности - разрушение построек, нарушение природной среды. Сила землетрясения оценивается в баллах. В большинстве стран, принята международная 12-балльная шкала, в Японии - 7-6алльная.

^ Сила землетрясения пo 12-балльной шкале

Баллы

Характеристика землетрясения




1

He ощущается. Отмечается только специальными приборами:




2

Очень слабое, ошущается только очень чуткими домашними жи­вотными и

некоторыми людьми в верхних этaжах зданий




3

Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясе­ние от грузовика

4

Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звон посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущается большинством людей

5

Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжелых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стекла, качают­ся люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущаются многими людьми и вне зданий.

6

Сильное. Качается тяжелая мебель, бьется посуда, падают с полки книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только очень ветхие здания. Ощущается всеми людьми.

7

Оченъ сильное. Разрушаются плохо построенные и ветхие дома. В крепких зданиях появляются небольшие трещины, осыпается шту­катyрка. Изменяется уровень воды в колодцах. В реках и озерах мутнеет вода. Иногда наблюдаются оползни и осыпи

8

Разрушительное. Деревья сильно раскачиваются; часть их ломается, разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы. Разру­шаются многие крепкие здания. Ha почве появляются трещины.

9

Опустошительное. Дома разрушаются. Появляются значительные трещины на почве.

10

Уничтожающее. Разрушаются хорошо построенные деревянные дома и мосты, крепкие здания и даже фундаменты. Разрываются водопроводные и канализационные трубы. Повреждаются насыпи, плотины и дамбы. Возникают оползни и обвалы, трещины и изгибы в почве. Из рек и озер выплескивается вода.

11

Катастрофа. Почти все камениые постройки разваливаются, разру­шаются дороги, плотины, насыпи, мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами.

12

Сильная катастрофа. Разрущаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Преображается вся местность. Изменяются русла рек. Образуются водопады. Ha поверхно­сти грунта видны земляные волны.

Во время катастрофического Гоби-Алтайского землетрясения 1957 г. силой до 12 балов наблюдались, сдвиги с амплитудой до 9 м, возникали своеобразные «волны» высотой до 10 м и гигантские зоны трещин и де­формаций протяженностью почти в 900 км. Вдоль этой зоны шириной в сотни метров сформировались провалы, зияющие трещины до 20 м.

- Конечно же, чтобы уменьшить количество жертв нужно, что уметь делать? (Предсказывать землетрясения.)

Прогноз землетрясений (сообщение учащегося)

Прогноз землетрясений - актуальная задача сейсмологов. Про­гноз может быть разный: долгосрочный, краткосрочный и оператив­ный. Первый дается на ближайшие десятки - сотни лет, второй – нa годы, месяцы, дни и даже часы. Предвестников землетрясений очень много и они совершенно разные.

Когда речь идет о долгосрочном прогнозе, тo в областях сильных землетрясений, происходящих раз в десятки лет, важным показате­лем является длительное отсутствие землетрясений. Чем это время больше, тем вероятность сильного землетрясения возрастает. В не­которых случаях важную роль иrрает периодичность землетрясений по данным многолетних наблюдений. Перед землетрясением часто изменяется магнитное поле, акустические свойства среды, животные ведут себя необычио.

В настоящее время известно около 70 видов животных, зaреко­мендовавших себя в качестве прогнозистов землетрясений.

Собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, при­плывают к берегам yгри, улетают птицы, кошки покидают дома, до­машние животные отказываются от еды, беспокойно толкаются в загонах, пытаются покинуть помещения. Замечено: симптомы ано­мального поведения усиливаются за 1-2 часа до землетрясения.

Изучением землетрясений занимается наука Сейсмология.
Предсказывать землетрясения очень сложно. Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой. Современная мировая сеть насчитывает свыше 2000 стационарных сейсмических станций, данные которых систематически публикуются в сейсмологических бюллетенях и каталогах.
Помогает ученым и специальный прибор, который называется сейсмограф. (Описание прибора).

Он регистрирует землетрясение, отмечая время, силу и направление каждого удара в отдельности. Кривая хода землетрясения называется сейсмограммой . Она пишется на бумаге, заправленной в сейсмограф.
Хорошие сейсмографы регистрируют не только землетрясение, случившееся в той местности, где установлен инструмент, т.е. где находится сейсмическая станция или в ближайших окрестностях, но и самые отдаленные землетрясения и позволяют определить, на каком расстоянии от станции они случились, а также их силу.
Вопрос о том, на какой глубине находится очаг землетрясения, решается вычислениями на основании сейсмограммы. Землетрясение может длиться несколько часов или целые сутки. Иногда известная область Земли испытывает сотрясения разной силы в течение нескольких дней, недель или месяцев. Подсчитано, что в год на нашей планете происходит около 20 катастрофических землетрясений, 150 разрушительных, 7000 сильных и более 150000 слабых. А территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют сейсмической областью.
Почти каждое землетрясение сопровождается звуковыми явлениями, которые производят сильное впечатление и внушают человеку ужас. Подземный гул то подобен глухим раскатам грома, то клокотанию кипящей воды, то грохоту тяжелого поезда или обвала, то свисту ветра, то визгу при полете снаряда, то взрыву. Звуки иногда опережают волну землетрясения, иногда отстают от нее. Наблюдения показали, что большая часть землетрясений зарождается на глубине 50 км от земной поверхности, небольшая часть – на глубине от 50 до 100 км и лишь единичные землетрясения исходят с глубин до 300-700 км.
Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают обвалы, оползни, цунами, пожары и даже извержение вулканов. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи людей. По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибло 150 миллионов человек.
Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1986г. в 11 ч. 41 мин в Армении. Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стерт с лица земли. Под развалинами погибли десятки тысяч человек.
Опускания более крупных площадей или провалы их происходят при очень сильных землетрясениях, достигают даже 60 м глубины и сопровождаются извержением воды и грязи. В Лиссабоне при землетрясении 1755 года опустилась набережная с массой собравшихся на ней людей, а во время землетрясения 1861 года в дельте реки Селенги на озере Байкал случился провал — оседание площади около 260 км2, которая вместе с находившимися на ней жилищами и стадами опустилась ниже уровня озера в среднем на 2,9 м.
Если землетрясение происходит на дне океана (моря) образуется цунами. Такое возникло в декабре 2004 года, унеся более 200000 жизней.
Как же предсказать грозящее бедствие? Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию.
Признаки близкого землетрясения:
1. резкие изменения уровня воды в водоемах или ее помутнение;

2. запах газа в районах, где раньше этого не было;

3. беспокойство птиц и домашних животных;

4. слабые толчки земной поверхности;

5. нарушение в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов.

6. телевизоры берут программы других стран
В Японии очень часто происходят землетрясения. Японцы в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды.
В Индонезии растёт королевская примула-замечено, что она расцветает перед извержением вулкана, а как известно этому часто предшествует землетрясение, поэтому этот цветок и называют цветком смерти.
^ 2. Еще одно грозное явление природы- вулканизм

Актуализация знаний.

- Вы уже знаете, что такое вулкан, а вот почему он образуется, откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные про­межутки времени, и многое другое вы узнаете на этом уроке.
Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (Дети отве­чают чаще: «огнедышащая гора».)

- Давайте послушает сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло
название этого явления.

Откуда пошло название «вулкан»1 (сообщение учащегося)

Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий гнев богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном - чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог - громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались ог­ненные стрелы - молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре гро­зит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извер­жение вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест - искусный мастер, по­кровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах го­ры Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назы­вался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преда­нию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вы­рывались клубы дыма и языки пламени.

Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулка­нов, как и бога огня.

- Все мы знаем, что извержение вулканов - это страшное сти­хийное явление. Что же такое вулканизм? (Вулканизм - это слож­ный процесс, при котором магма поднимается из недр земли, про­рывает земную кору и изливается на поверхность.)

Слайд № 4-5

Это бог, по мнению древних римлян, жил в горе, и, когда он сердился, все сотрясалось, из-под земли летели огонь и дым. Поэто­му огнедышащие горы древние римляне стали называть вулканами. Это название дошло и до наших дней.

Слайд № 6

Хотя ученые-вулканологи уже давно установили истинные причины извержений, их профессия опасна и трудна.

Обратите внимание, недалеко от извергающегося вулкана находятся люди. Это не простые зрители - это вулканологи. Это такая профессия мужественных Людей - изучать вулканы. Скажите, а зачем они это делают? Зачем рискуют жизнью?

^ Ответ: Исследования дают сведения о внутреннем строении Земли, о расположении горных пород, которые могут быть полезными для людей.

Совершенно верно. На службе у вулканологов сложнейшее современное оборудование, космические спутники. Прибор, позволяющий улавливать движения земной коры, называется СЕЙСМОГРАФ.

Слайд № 7

Что же в действительности представляет собой вулкан?

Вулкан - (от лат. vulcanus - огонь, пламя) геологическое обра­зование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.

^ Рассмотрим строение вулкана изнутри, зарисовываем.

Строение вулкана

Кратер - (от греч. krater - чаша) - чашеобразное или ворон­кообразное углубление на вершине или склоне вулканического ко­нуса; на его дне находятся одно или несколько жерл. Диаметр быва­ет от нескольких десятков метров, до двух и более километров.

Жерло - (от индоевр. ger - крупный) - вертикальная или почти вертикальная часть подводящего канала, соединяющая очаг вулкана с земной поверхностью, по которому поднимается магма.

Очаг вулкана - расположен в глубине земли.

Магма - (от греч. magma - месиво, густая мазь) - природный, чаще всего силикатный, огненно-жидкий расплав, возникающий в земной коре или в верхней мантии, на больших глубинах, и при ос­тывании формирующий магматические горные породы.

Лава - (от итал. lava - смывать) - излившаяся на поверхность магма. Температура 750 - 1250°С. Скорость течения - 300-500 мет­ров в час.

Продукты вулканических извержений: газы, водяной пар, се­роводород, вулканический пепел, вулканические бомбы.

Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему - выливается второй слой и т. д. И получается слоистый конус.

Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора? (У вулкана есть жерло,кратер, слоистый конус.)

Вернемся к нашему первому рисунку. Как называется второе



жерло и кратер? (Боковые или паразитические.)
- Вулканы могут находится на дне океанов, а могут и на суше. Попробуйте ответить на вопрос, в чем причина появления вулканов на материковой земной коре?

Следует подвести учеников к мысли, что вулканы на суше встре­чаются в зоне расхождения литосферных плит, т. е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам. Начертите схему в тетради:
На суше → материковая земная кора → в зоне разломов → вулканы
На дне океанов → тонкая океаническая кора → лава прожигает земную кору → вулканы


Посмотрите на рисунок, как вы думаете, где будет больше вулканов - на дне океанов или на материке? (На дне океанов, т. к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь.)

Учитель вывешивает на доске таблички: «магма», «лава», «ман­тия» - и предлагает поставить процесс превращения одного вещест­ва в другое.

^ МАНТИЯ -+ МАГМА -> ЛАВА

Вспомним состояние мантии. (Вязкая.)

Почему мантия вязка, ведь она нагрета до температуры 2000-2500°С? (На нее воздействует большое давление, при котором внутреннее вещество Земли не может находиться в жидком состоянии.)

Мантия вязкая, но где, по-вашему, мантия станет жидкой? По­чему? (Около трещины давление понизится.) Мантия в жидком состоянии станет магмой. Подпишите на схемах. Когда магма выльется наружу, она станет... (Лавой.) А теперь поработаем в парах. Расскажите друг другу, что та­кое мантия, магма, лава.

Ответьте, какие продукты извержения вулканов перечислены в следующем сообщении:

Лава имеет температуру 1000°С и течет по склонам со скоростью 50 км/ч. Как только лава встречает на своем пути реку, озеро или море, она быстро застывает и образует обсидиан-вулканическое стекло.

Вулканические бомбы и глыбы. Глыбы имеют угловатую форму и бывают очень большой величины, иногда с дачный домик. Бомбы округлые, вытянутые, они приобретают форму в полете, у некото­рых даже образуется хвост, как у кометы.

Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмот­реть на него под микроскопом, то станет видно, что это осколки вулканического стекла, их форма- маленькие треугольники.

Вулканические газы - это горячие газы, температура их достига­ет 800-1000°С. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, уничтожая деревья, дома, людей.
Слайд № 8

Химический состав лавы

- Каков состав лавы? Почему она красного цвета?

  • Солнце не может прогреть глубокие слои горных пород.
    Объясните тогда, почему, углубляясь в недра горы, мы замечаем, что температура повышается?

  • Из практики вы знаете, что при нагревании вещества, объем его увеличивается. Помня об этом и имея перед собой схему вулка­на, попробуйте ответить на вопрос: «В чем заключается причина самих извержений вулкана?»

Слайд № 9

Виды вулканов

Действующие - вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время. (На Камчатке.)

Уснувшие - об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать (Эльбрус, Арарат и некоторые другие вулканы Кавказа).

Потухшие - бездействуют много тысяч лет. (Крым, Забайкалье.)
Слайд №10

Найдите на карте полушарий вулканы: Кения, Килиманджаро, Везувий.

Найдите на физической карте России вулканы: Эльбрус, Казбек, Ключевская Сопка.

  • Какие из этих вулканов действующие, а какие потухшие?

  • Как вы это определили?
    Слайды № 11-14

Типы вулканических извержений

^ 1. Гавайский тип. Кратеры этих вулканов, словно огненные озера, всегда заполнены лавой. Во время дождя, когда капли воды падают на раскаленную поверхность, лавовое озеро окутывается клубами пара. Брызги раскаленной лавы взлетают на высоту 100- 150 метров, а иногда и 1000 метров. Извержение усиливается, и лава переполняет озеро. Быстрый поток жидкой лавы, словно огненная река, стекает по склонам горы. (См. видео.)

  1. ^ Пелейский тип. Лава вулканов этого типа очень вязкая, она застывает прямо в жерле и не дает выхода газовым парам. В результате происходит сильнейший взрыв, а затем гигантская туча раскаленных газов и пепла вырывается наружу. Она стремительно мчится по склону, уничтожая все на своем пути. (Извержение вулкана Мон-Пеле — сайт http ://ru. wikipedia. org/wiki/Мон-Пеле.)

  2. Везувианский тип. В начале извержения над вулканом поднимается гигантское облако, состоящее из газов и пепла. Гигантский пеплопад обрушивается на прилегающую территорию.

До I века н.э. римляне считали Везувий бездействующим вулканом. По его склонам высоко вверх тянулись виноградники и фруктовые сады, у подножия размещались города и деревни. Про­должалась нормальная жизнь, ведь никто не думал о надвигающейся катастрофе. Однако когда из вулканического конуса начали интен­сивно вылетать обломки горных пород и пепел, люди поняли вулкан проснулся. Все происходило в полной темноте, солнечныи свет не пробивал облако пепла. Когда жители Помпеи осознали всю серьезность своего положения, улицы были погребены под толстым слоем пепла, а он все продолжал падать с неба. Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали, отступали и падали, погибая прямо на улицах, и их мгновенно засыпал пепел. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Извержение Везувия уничтожило город. Помпея скрылась под слоем пепла толщиной 3 метра.

В современном мире также происходят извержения вулканов такого типа, например в США.

- Чем же отличаются эти виды извержений вулканов? Охарак­теризуйте каждый вид.

Везувий зев открыл -

Дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, Как боевое знамя. Земля волнуется -С шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, Под воспаленным прахом. Толпами, стар и млад, Бежит из града вон.

(А. С. Пушкин.)

Какие продукты извержения описываются в стихотворении А. С. Пушкина? (Лава, вулканические бомбы, пепел.)

Слайд №15-17

А теперь давайте познакомимся с современными извержения­ми вулканов (http://www. travel.ru/news/2007/05/25/110002.html):

  • извержение вулкана Мерапи на индонезийском острове Ява;

  • самый большой вулкан Европы - Этна;

  • Килауэа (Килауэ) на Гавайях.
    Слайд №18

Распределение вулканов по планете тесно связано с геогра­фией распространения землетрясений. По статистике ООН, всего на Земле приблизительно 5000 вулканов, из них 800 действующих, остальные - потухшие. Подводных вулканов - 80. Приблизительно 527 вулканов находятся на островах и берегах Тихого Океана, так называемого Тихоокеанского «огненного кольца». Оно проходит через Японские острова, Восточную Индонезию и Новую Зелан­дию, через Антарктиду (действующий вулкан Эребус), по побере­жью Южной Америки, через Аляску, Алеутские острова и замыка­ется на Камчатке и Курильских островах. На Курильских островах расположены целых 39 вулканов.

- Как вы думаете, почему Курильские острова получили такое название? Что означает русское слово «куриться»?

  • Используя физическую карту России, найдите полуостров,
    который входит в состав «огненного кольца» и где больше всего на­ходится вулканов. Как называется этот район (полуостров)?

  • На карте Камчатки 38 действующих и 130 потухших вулка­нов. Найдите по карте высокий вулкан на Камчатке. Как он называ­ется? Какова его абсолютная высота? Определите его координаты.

Завораживающий вид вулканов вдохновил композиторов на создание песни о вулканах.

Песня

Вся земля сотряслась,

туч огромных взметнулась гряда,

Волны лавы густой

Унесли города.

Все оковы небес

Разомкнуться смогли,

Свел разгул сотрясенья

Суставы Земли.

Сжал он бедную Землю

В такие тиски,

Что огромные скалы

Разбил на куски.

Взлетает пыль и кучи пепла,

В Земле бушует бог огня.

Какие горы Этна, Гекла?-

Еще вопрос вам от меня.
^ Физкультминутка. Коррекция зрения

В областях распространения действующих и потухших вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников - гейзеры.

Почему извергаются гейзеры?

Вода, находящаяся в трещинах земной коры, нагревается вулканическим теплом до очень высоких температур, когда она закипает, то гейзер фонтанирует. Сейчас гейзеры существуют в Йеллоустонском национальном парке США, в Исландии и в России на полуострове Камчатка, здесь находится Долина Гейзеров. Вулканы и следующее явление природы, которое мы изучим, встречаются почти всегда вместе.

В них растворены многие минеральные вещества, поэтому многие источники очень полезны для здоровья человека, вода их целебна

Вулканы и гейзеры редко живут в одиночку, как правило, группами, так называемыми семьями, поясами. Эти пояса как раз совпадают с трещинами и разломами в земной коре, о которых мы говорили в начале урока. Такие пояса называются СЕЙСМИЧЕСКИМИ.

Наша задача - нанести на контурную карту несколько вулканов, определить, где находятся сейсмические пояса Земли, определить, к каким формам рельефа они приурочены

Закрепление.

1 вариант

1. По зонам глубоких разломов одни участки земной коры

Опускаются, образуя:

а)грабен;

б) горст.


2 вариант

1. По зонам глубоких разломов одни участки земной коры

Поднимаются, образуя:

а)грабен;

б) горст.

2. На рисунке изображен:



а)грабен; б) горст.


2. На рисунке изображен:



а)грабен; б) горст.

3. Территория, испытывающая:

Поднятия:

а) южный берег Северного моря;

б) Скандинавский полуостров.


3. Территория, испытывающая:

Опускания:

а) южный берег Северного моря;

б)Скандинавский полуостров.


^ 4. Относятся к движениям:

Вертикальным:

а) сжатия и растяжения;

б) поднятия и опускания.


  1. Относятся к движениям:

Горизонтальным:

а) сжатия и растяжения;

б) поднятия и опускания.


^ 5. Продолжите предложение:
«Землетрясение- это ,


7. Продолжите предложение:

«Место, где при землетрясении происходит разрыв горных пород, из которого распространяется сейсмическая волна -это ..


6. Продолжите предложение: «Место над очагом землетрясения называют ………..

7. Продолжите предложение:

«Место, где при землетрясении происходит разрыв горных пород, из которого распространяется сейсмическая волна -это ..


^ 8. В России землетрясения случаются:

а) на Уральских горах;

б) на полуострове Камчатка

8. В России землетрясения случаются:

а) в Прибайкалье;

б) На Западно-Сибирской рав­нине.

2. Слайд № 19

Викторина

1. Сложный процесс, при котором магма поднимается из недр зем­ли и, прорывая земную кору, изливается на поверхность? (Вулканизм.)

  1. Что такое лава? (Излившаяся на поверхность магма.)

  2. Что такое кратер вулкана? (Впадина, находящаяся на верши­
    не вулкана.)

  3. Что такое жерло? (Канал, по которому поднимается магма.)

  4. Назовите продукты вулканических извержений? (Газы, во­
    дяной пар, сероводород, углекислый газ, вулканический пепел, час­
    тицы горных пород - вулканические бомбы.)

  5. Перечислить типы вулканических извержений? (Гавайский
    тип, пелейский тип, везувианский тип.)

1. Виды вулканов? (Действующие, уснувшие, потухшие.) Слайд № 20-24

Загадки о вулканах

1. Этот вулкан, признаться пора,

Японцы зовут «священная гора». (Фудзияма)

2. Этот вулкан очень смешон,

Взял и накинул на вершину капюшон. («Гекла», в переводе с исландского Hekla, буквально — чепчик, капюшон; вероятно, из-за тумана, окутывающего вершины)

3. В Мексике есть великан -

Самый высокий в стране вулкан. (Орисаба)

4. Вулкан перед небом похвалился:

«На моей вершине сам бог стужи поселился». («Килиманджаро», в переводе с языка суахили «гора бога хо­лода и стужи».)

5. Этот вулкан России деятелен и кипуч,

У его подножия постоянно бьет горячий ключ. (Ключевская сопка)

^ IV. Итог урока.

Какие правила безопасного поведения должны соблюдать люди?

1. Очень важно знать любому человеку правила безопасного поведения во время землетрясения.

2. При первом толчке постараться немедленно покинуть здание в течение нескольких минут.

3. Спускаться только по лестнице, оповещая соседей о необходимости покинуть здание.

4. Если остались в квартире, необходимо встать в дверной проем или в углу комнаты, подальше от окон, светильников, шкафов и зеркал. Почему?

5. Не допускать возникновения паники.

6. Если землетрясение застигло вас в машине, нужно немедленно остановиться и не выходить из машины до окончания толчков.

  • Что вы сегодня узнали о вулканах?

  • Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

  • Что бы вы еще хотели узнать о вулканах?
    Слайд № 25

Знакомство с сайтом: http://mir-zemli.ru/.

1. Давайте попробуем составить синквейи к слову ВУЛКАН
Пример синквейна

1.Явление;

2.Извергается, растет;

З.Яркий, большой, красивый;

4.Вулкан - грозное явление природы.

Скажите, пожалуйста, кто из вас сегодня узнал что-то новое на
уроке, чего раньше не знал?

Домашнее задание

«5» - Выучить параграфы 18,19, выполнить задание на стр. 52, подготовить сообщения об использовании человеком воды горячих источников и гейзеров.

Обозначить на контурной карте действующие вулканы (Везувий, Гекла, Ключевская Сопка, Килиманджа­ро, Котопахи, Кракатау, Орисаба, Этна).

«4» - Выучить параграфы 18,19, выполнить задание на стр. 52, Обозначить на контурной карте действующие вулканы (Везувий, Гекла, Ключевская Сопка, Килиманджа­ро, Котопахи, Кракатау, Орисаба, Этна).



Похожие:

Конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель iconКонспект урока Предмет: история. Класс: 6 Тема урока: «Средневековый город»
Цель урока: сформировать представления учащихся о возникновении первых средневековых городов, особенностей их развития
Конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель iconКонспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"
Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления
Конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель iconПлан-конспект урока Предмет русский язык Класс 4 Тема урока : «Родительный падеж имен существительных»

Конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель iconУрока №3 по л/атлетики для 3 класса Тему урока
...
Конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель iconУрока по теме: «Барометр-анероид. Манометры»
Цель урока: создать условия для развития творческого потенциала учащихся, приобретения умений самостоятельно извлекать знания из...
Конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель iconКонспект урока русского языка в 10 классе Учитель моу вахромеевская сош балашова Г. С тема урока: Сочинение это тоже текст. Цели урока: Развивающие: формирование информационной культуры
Оборудование: распечатанный на каждого
Конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель iconПлан-конспект урока тема урока: «Земля среди других планет Солнечной системы» 1 фио (полностью)
А. А. Летягин 6 класс, под общей редакцией В. П. Дронова, М: издательский центр «Вентана-Граф»,2011 г
Конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель iconРазработка урока алгебры в 7 классе на тему обобщение и повторение пройденного материала по теме «формулы сокращенного умножения.» Цель
Цель: систематизировать и обобщить знания по пройденной теме, продолжать формирование познавательной активности, рационально работать,...
Конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель iconКонспект урока по теме создание текстовых документов на компьютере 8 класс
Пк для учащихся с ос windows xp и программой для создания текстовых документов
Конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель iconКонспект современного урока литературы в рамках деятельностного подхода по теме
«Изображение подвига русского народа в произведениях курских писателей»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов