Ишак Ходжы Насреддина icon

Ишак Ходжы Насреддина




НазваниеИшак Ходжы Насреддина
Скоробогатько Ярослав Петрович
Дата конвертации13.04.2015
Размер129.44 Kb.
ТипРеферат
источник

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение

Высшего профессионального образования

Новосибирский государственный университет (НГУ)

Кафедра теории и истории государства и права, конституционного права

Реферат по Философии на тему:

«Ишак Ходжы Насреддина»

Выполнил: студент группы 8921

Скоробогатько Ярослав Петрович

Проверил: к.ф.н.

Тюгашев Евгений Александрович

Новосибирск 2009

Оглавление


Введение 3

Латеральное мышление. 3

Культурный герой. 4

Ишак Ходжи Насреддина. 5

Заключение 6

Список использованных источников и литературы. 6

Приложения. 8


Введение


Любимец бедняков и национальный герой – Ходжа (или Мулла) Насреддин. Многие страны утверждают, что он уроженец именно их страны, но не многие зашли так далеко, как Турция, где показывают его могилу и устраивают ежегодный Насреддиновый фестиваль, когда все наряжаются и разыгрывают знаменитые шутки в Эскишере, предполагаемом месте его рождения. Греки, которые переняли кое-что у турков, считают эпиграммы Насреддина частью своего фольклора. В средние века истории Насреддина широко использовались для высмеивания ненавистных властей. В более недавние времена Мулла стал народным героем Советского Союза, после фильма, в котором он снова и снова одерживал верх над злыми правителями - капиталистами.

Кроме того, если обратиться к 110 суре Корана – “ан-Наср”, можно предположить, что “Наср” в имени героя дословно “помощь”. “Эд-Дин” (араб.) – вера. Таким образом, Насреддин – это нарицательное имя помощника веры.
^

Латеральное мышление.


Вообще мышление человека – самоорганизующаяся система. Сравнить ее можно с песочницей, на которую льют воду. Поначалу это ровная поверхность, но после того как на песок попадает вода, в нем образуется углубление. Какое-то время вода еще растекается вширь, однако, если лить ее достаточно долго, она начнет сразу стекать в ямку, еще больше ее углубляя.

То же самое и с мышлением. Проникая в голову человека, информация оставляет в ней след. Если жизнь рутинна, а впечатления однообразны, след будет довольно глубоким. Там формируется «ямка » - шаблон мышления. У любого из нас таких шаблонов в голове тысячи, и это, в общем, нормально. Шаблоны помогают человеку быстрее распознавать ситуацию и реагировать на нее. Если ты хоть раз обжигался, то будешь всегда одергивать руку от огня, а не держать ее над пламенем и прислушиваться к своим ощущениям .

Но, увы, шаблоны хороши лишь в простых ситуациях. Чем сложнее входящая информация, тем уникальнее должны быть реакции. Однако люди и ее очень часто подгоняют под шаблоны (все мужики – козлы, российский автопром не умеет делать автомобили). Такое мышление называется вертикальным, так как информация в данном случае «стекает» вертикально вниз, по шаблону. Как назло, школьная программа развивает именно такой тип мышления. К счастью, помимо вертикального есть еще и латеральное мышление (от лат. lateralis - боковой). Латерально мыслящий человек не спешит идти на поводу у шаблонов. Он ломает их, играет с ними и генерирует новые, причудливые шаблоны. Некоторые обладают им от рождения, он их единицы.

Обладая литеральным мышлением, Насреддин всегда находил выход из любой ситуации. Взять, к примеру, притчу «^ Его Превосходительство» - его умение перевернуть все с ног на голову (а на самом деле найти неочевидное решение) спасли ему не только жизнь, но и облегчили гнет простых людей.
^

Культурный герой.


С культурной же точки зрения Насреддин классический культурный герой. Ведь облик Ходжи состоит из 2 частей – это скрытая мудрость, воспетая суфиями, и его озорство и плутовство. Ведь сколько раз он прибегает к трюкам для достижения своей цели, проявляет неуважение к священнослужителям и постоянно нарушает самые строгие табу (как обычный трикстер). Каждый культурный герой должен что-то дать народу (огонь как Прометей, орудия труда и технологию обработки металлов как Кецалькоатль). Ходжа не остался в стороне, он дал нечто более ценное – жизненную мудрость и способность преодолевать невозможное. Ведь пробраться в гарем султана к его любимой жене, которая охраняется солдатами – невозможно! Но для мыслящего человека нет ничего невозможного – надо просто понять закон, по которому все устроено и найти в нем лазейку, а ведь как известно нет закона без лазейки.

Философия лазейки.

Для юриста особенно интересны его издевательства над законом – он убедительно доказывает, что следование буке закона вовсе не означает единой модели поведения. Философия лазейки очень проста - закон ставит человека в определенные рамки, но вовсе не означает отсутствие маневра. Маневра лишается только человек с двумерным (с этим трудно согласиться, ведь и в точке есть маневр, но чем шире маневр, тем лучше) пространством. Если вокруг мыши построить стены, то она окажется заперта, а если сделать то же самое с птицей, она просто улетит. Так и закон – если иметь легкость мысли, то всегда можно найти выход. И выходов на практике очень много:

  • презреть мораль, которая является одной из стен «домика для мыши» - например, ты видишь, как на улице избивают твоего недоброжелателя. Ты можешь помочь ему и даже причинить вред нападавшим, но тебя к этому ничего кроме морали не обязывает, а инстинкт самосохранения даже отговаривает;

  • четко следовать букве закона (идеален пример Ходжи в притче четвероногие);

  • найти в законе неуказанное обстоятельство, которое меняет всю ситуацию (притча буква закона – в законе было сказано, что на площади надо три раза прокричать что ты нашел вещь, и если никто не откликнется, то она твоя, но в законе не было указано время);

  • на время забыть что ты «мышь» и стать «птицей» - ведь чтобы не говорили, а закон не одинаков для всех. Даже сейчас существуют формальное и юридическое неравенство. Ведь если ты будешь заниматься прослушивание телефонных разговоров – это преступление, а если ты сотрудник правоохранительных органов - это уже совсем другая история.
^

Ишак Ходжи Насреддина.


Да и не так прост сам ишак Ходжи. Он не просто его самый верный друг и товарищ, которому он предоставляет право пути и доверяет игру в кости на бешеные деньги. Он его животное воплощение – он так же невозмутим, жаждет движения. Если бы не он, ходжа не посетил бы столько городов. А сколько раз он заставлял помочь людям? Например: перепрыгнув через канал, он вынудил отдать все свои деньги людям, которые чуть не попали в рабство. И еще не известно, кем бы стал Ходжа, не имея этого ишака, а можно и наоборот, чтобы стало с ишаком, если бы он не встретил Насреддина.

Но они с Ходжой составляют дуалистическую пару тоже. Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе. Именно поэтому он не ездит на невозмутимом верблюде или благородном коне, а выбрал для себя глупого ишака (мы знаем, что он умен, но встречают по одежке) - все познается в сравнении. Ведь как говорил Воланд Ливию Матвею в «Мастере и Маргарите» - «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» Вот так и мудрость без глупости ничего бы не стоила. Именно поэтому Мудрый Насреддин нашел свой антипод и никогда с ним не расстается, ведь театр путешествует с декорациями.

Но осёл это не только глупость и упрямость – у разных народов он предстает и в других качествах. В Древнем Египте осел - одна из форм солнечного божества (в аспекте растущего, восходящего солнца), в то же время с образом осла связан Сет. В Вавилоне в образе осла представлялся бог Ниниб. В древнееврейской традиции осел выступает как священное животное судей, царей, пророков. Ослица Валаама оказывается  не только мудрее своего хозяина, но и сообщницей ангела, выполняющего божью волю. В мусульманской традиции осел - одно из животных неба. Иногда осел выступает как ездовое животное божества, напр., колесница Ашвинов запряжена ослом (Ригведа I 34,9; 116,2). В китайской традиции осел - божественный скакун. В народной медицине на осла "отсылают" болезни и в то же время копыта, уши, шкура, помет осла и особенно волосы из темного креста на спине осла, который, по поверьям, появился в знак того, что на нем восседал Христос, - используются для приготовления лекарств.

Божественность осла в разных ее аспектах, в том числе как мудрость и знание судьбы, наиболее отчетливо проявляется в древнейших памятниках. Но чем дальше тот или иной литературный сюжет от архаики, тем более глупым предстает осел.

Заключение


В заключении как правило пишутся выводы и результаты работы проделанной в реферате, но как сказал несравненный Насреддин: - « Только дети и глупцы ищут причину и следствие в одном и том же рассказе».
^

Список использованных источников и литературы.




  1. А. Бокшицкий – Энциклопедия культуры;

  2. Д. А. Гаврилов - трикстер в период социо-культурных преобразований: Диоген, Уленшпигель, Насреддин

  3. Ирдис Шах – Мудрость идиотов;

  4. Ирдис Шах – Подвиги несравненного Муллы Насреддина;

  5. Л. Соловьев – Повесть о Ходже Насреддине;

  6. М. А. Булгаков – Мастер и Маргарита;

  7. Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. под ред. Токарева С. А.;

  8. Уголовный кодекс Российской федерации.


Приложения.


В приложении содержатся, причти, на которые автор ссылался в тексте реферата.

^ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО

По ряду непониманий Насреддин оказался однажды в зале аудиенций правителя Персии. Шахиншах был окружен своей корыстной знатью, управителями провинций, придворными и всякого рода прихлебателями. Каждый старался протолкнуться вперед, чтобы его назначили главой посольства, которое вскоре отправлялось в Индию.

Правитель уже начал терять терпение, он оглядывал сверху всю эту назойливую толпу, взывал про себя к небу, чтобы к нему пришла помощь свыше в разрешении этой проблемы - кого же выбрать. Взгляд его упал на Муллу Насреддина.

- Вот кто будет послом, - провозгласил он. - А теперь оставьте меня в покое. Насреддину выдали богатую одежду, огромный сундук с рубинами, бриллиантами, изумрудами, вручили бесценные произведения искусства: все это было даром Шахиншаха Великому Моголу. Однако, придворные не могли этого так оставить. Объединившись ради такого дела, они решили сделать все, чтобы погубить Насреддина. Сначала они ворвались в жилище Насреддина и похитили драгоценности, которые они поделили между собой, а вместо них наложили в сундук земли, чтобы восполнить вес драгоценностей. Затем они пришли к Насреддину, полные решимости разрушить миссию посольства, вовлечь его в неприятности и в процессе всего этого дискредитировать также и его главу.

- Поздравляем тебя, о великий Насреддин, - сказали они. - То, что повелел Фонтан Мудрости, Павлин Мира, должно быть сутью всей мудрости. Поэтому мы приветствуем тебя. Номы могли бы дать тебе несколько советов, так как нам не раз доводилось выполнять дипломатические миссии.

- Я был бы благодарен, если бы вы сказали мне их, - сказал Насреддин.

- Хорошо, - сказал главарь интриганов. - Первое, что от тебя требуется, это быть смиренным. Для того, чтобы показать, как ты скромен, ты следовательно, не должен и вида показывать, что ты важная персона. Когда ты достигнешь Индии, посети как можно больше мечетей, и делай для себя сборы. Второе, ты должен соблюдать придворный этикет страны, в которую ты аккредитован. Это значит, что ты должен называть Великого Могола " Полной Луной".

- Так ведь это титул правителя Персии?

- Только не в Индии.

Итак, Насреддин отправился в путь. Правитель Персии сказал ему на прощанье: "Будь осторожен, Насреддин. Придерживайся этикета, ибо Могол - могущественный правитель, и мы должны произвести на него впечатление и в то же время ничем не оскорбить его."

- Я хорошо подготовлен, Ваше Величество, - сказал Насреддин.

Как только он вступил на территорию Индии, Насреддин вошел в мечеть и поднялся на кафедру.

- О люди! - закричал он. - Смотрите на меня как на представителя Тени Аллаха на земле, который является осью земли! Вытаскивайте ваши денежки, потому что я делаю сбор.

Так он повторял в каждой мечети, какую только мог найти на пути из Белуджистана в величественный Дели.Он собрал большое количество денег. Его советчики сказали ему:

- Делай сними все, что хочешь. Ибо это продукт интуитивного роста и дара, а раз так, то их использование создаст свое собственное требование.

Все, чего они хотели добиться, - это чтобы Мулла выставил себя в нелепом виде, собирая деньги таким бесстыжим образом.

- Святые должны жить только плодами своей святости, - взывал Насреддин, переходя из мечети в мечеть. - Я не придаю никакого значения и не ожидаю от них ничего. Для вас деньги - это то, что следует копить, после того, как вы их нашли. Вы можете обменять их на материальные вещи. Для меня же они представляют собой часть механизма. Я - представитель интуитивного роста, вознагражденный и оплаченный.

Итак, как мы все знаем, добро часто проистекает из явного зла, и наоборот. Те, кто думали, что Насреддин набивает свои собственные карманы, не давали денег. По какой-то причине дела Муллы шли не блестяще. Те же, кого считали доверчивыми и легковерными, и кто давал ему деньги, необыкновенным образом обогащались. Но вернемся к нашему рассказу.

Сидя на величественном троне в Дели, Правитель слушал отчеты, которые придворные ежедневно приносили ему о продвижении персидского Посла. Сначала он никак не мог в них разобраться. Тогда он собрал совет.

- Джентльмены, - сказал он, - этот Насреддин, должно быть, действительно святой, или же его направляет божественная сила. Слыхали вы когда-либо о ком-нибудь еще, кто бы придерживался принципа, что человек не должен стремиться к деньгам без благовидной причины, чтобы его мотивы не были бы неправильно истолкованы?

- Да не уменьшится никогда твоя тень, о Бесконечное Протяжение Мудрости, - ответили сановники. - Мы согласны с тобой. Раз в Персии есть такие люди, то мы должны быть настороже, ибо их моральная власть над нашим материалистическим мировоззрением очевидна. Затем из Персии прибыл гонец с секретным письмом, в котором шпионы Могола докладывали следующее: " Мулла Насреддин, человек, не занимающий никакого положения в Персии. Он был избран послом совершенно наобум. Мы не можем понять, почему Шахиншах не был более разборчив."

Могол созвал совет:

- Несравненные птицы рая! - сказал он им. - Вот какая мысль проявила себя во мне. Персидский правитель наобум выбрал человека, который должен представлять всю нацию. Это может означать следующее: он так уверен в качестве своего народа, что для него любой человек достаточно квалифицирован для того, чтобы выполнять деликатную задачу посла к величественному двору Дели! Это указывает на степень достигнутого совершенства, на изумительную безошибочность интуитивной силы, которая развита среди них. Мы должны пересмотреть наше желание вторгнуться в Персию, ибо такой народ легко проглотит наши армии. Их общество организовано совсем на другой основе, чем наше.

- Ты прав, Величайший Хранитель Границ! - закричали индийские вельможи.

Наконец, Насреддин прибыл в Дели. Он ехал верхом на своем старом осле в окружении эскорта, нагруженного мешками с деньгами, которые он собрал в мечети. Сундук с драгоценностями возвышался на слоне, так велики были его размеры и вес. У ворот Дели Насреддина встретил церемониймейстер. Правитель со своими вельможами ожидал его в приемном зале послов. Зал был устроен так, что был сделан низким. Вследствие этого, послы всегда должны были слезать с коней и входить в Высокое Присутствие на своих ногах, производя впечатление просителя. Только равный мог появиться перед присутствием Правителя верхом. Ни один посол никогда не прибывал верхом не осле, и поэтому не было никого и ничего, что могло бы остановить Насреддина, быстрой рысью проехавшего через дверь прямо к Высочайшему Возвышению. Король Индии и его придворная знать обменялись при этом взглядами, полными значения.

Насреддин весело слез с осла, обратившись к королю, назвав его "Полной Луной", и велел принести сундук с драгоценностями. Когда его открыли и обнаружили землю, все на мгновение оцепенели. Лучше я не буду ничего говорить, - подумал Насреддин, - ибо что ни скажи, это не облегчит положения. И он не произнес ни слова. Могол прошептал своему визирю:

- Что это значит? Что это, оскорбление Высочайшему Величию?

Будучи не в состоянии поверить этому, визирь начал лихорадочно думать. Затем он представил объяснение.

- Это символический акт, Ваше Присутствие, - промямлил он. - Посол хочет сказать, что он признает вас хозяином земли. Разве он не назвал вас Полной Луной?

Могол размяк.

- Мы удовлетворены тем, что предлагает нам персидский Шахиншах, ибо мы не нуждаемся в богатстве; и мы оценили метафизическую тонкость послания.

- Мне было велено передать, - сказал Насреддин, вспомнив "неотъемлемую фразу при передаче дара", которую ему сообщили интриганы в Персии, - что это все, что у нас есть для Вашего Величества.

- Это означает, что Персия не уступит нам больше на одной унции своей земли, - прошептал королю толкователь предзнаменований.

- Скажи своему господину, что мы поняли, - улыбнулся Могол. - Но есть еще один вопрос: если я - Полная Луна, то кто же тогда правитель Персии?

- Новая Луна, - автоматически ответил Насреддин.

- Полная Луна более зрелая и дает больше света, чем Новая Луна, которая младше,

- прошептал придворный астролог Моголу.

- Мы удовлетворены, - сказал восхищенный индиец. - Можешь возвращаться в Персию и сказать Новой Луне, что Полная Луна приветствует его. Персидские шпионы при дворе Дели немедленно послали Шахиншаху полный отчет об этом обмене речами. Они добавили, что Великий Могол находится под большим впечатлением и боится планировать войну против Персии из-за действий Насреддина. Когда Мулла возвратился домой, Шахиншах принял его при полном собрании.

- Я более чем доволен, друг Насреддин, - сказал он, - результатами твоих неправомерных методов. Наша страна спасена, а это значит, что больше не надо отчитываться за драгоценности или делать сборы в мечетях. С этих пор все будут знать тебя под особым титулом Сафира - Эмиссара.

- Но, Ваше Величество, - прошипел визирь, - этот человек виновен в измене, если не больше! У нас есть очевидное свидетельство, что он применил один из ваших титулов к императору Индии, нарушив лояльность, и навлек на один из ваших атрибутов дурную славу.

- Да, - загремел Шахиншах, - правду говорят мудрецы, что "в каждом

совершенстве есть несовершенство." Насреддин почему ты назвал меня Новой Луной?

- Я не знаю правил дипломатического этикета, - сказал Насреддин, - но я хорошо знаю, что когда Полная Луна начинает убывать, Новая Луна продолжает расти, и у нее еще впереди ее величайшие победы.

Настроение Правителя изменилось.

- Схватить Анвара, Великого Визиря, - заорал он. - Мулла! Я предлагаю тебе занять пост Великого Визиря!

- Что?! - воскликнул Насреддин. - Как я могу принять ваше предложение после того, как я своими глазами видел, что случилось с моим предшественником?

А что же случилось с драгоценностями и богатствами, которые злые вельможи украли из сундука? Это уже другая история. Как сказал несравненный Насреддин: -" Только дети и глупцы ищут причину и следствие в одном и том же рассказе.

ЧЕТВЕРОНОГИЕ

- Обеспечь кормом четвероногих, -заявил важный и высокомерный вельможа, слезая с коня во дворе у Насреддина, - и проводи меня в располагающий к отдыху покой, где я мог бы получить соответствующее угощение.

Таким представителям султанского двора трудно отказать, и Насреддин побежал исполнять его приказания.

После того, как названного гостя усадили на самые мягкие подушки, где он потягивал кофе Насреддина, Мулла привел князя (судью) повидаться с ним.

- О великий вельможа, - сказал Насреддин, - есть ли у тебя земля?

- Миллион джарибов.

- А пользуешься ты четвероногими, чтобы вспахать ее?

- Да, конечно.

- А не купишь ли ты у меня две дюжины четвероногих по цене по пять серебренных монет за каждого?

Аристократ знал, что животные для пахоты стоят по сто серебренных монет. Он с готовностью согласился.

Насреддин вышел и купил двадцать четыре кролика по одной серебренной монете за каждого. И представил их перед вельможными глазами.

Тот обратился к князю.

- Мы должны придерживаться буквы закона, - ответил педант, - и я поддерживаю заявление, что кролики - четвероногие.

^ БУКВА ЗАКОНА

Насреддин нашел на улице драгоценное кольцо. Ему захотелось оставить его себе. Но, согласно закону, тот, кто находит какой-нибудь предмет, должен пойти на базар и три раза прокричать об этом громким голосом. В три часа утра Мулла пришел на площадь и трижды крикнул:

- Я нашел такое-то кольцо.

После третьего раза на улице стали появляться люди.

- Что все это значит, Мулла? - спрашивали они.

- Законом установлено троекратное повторение, - ответил Насреддин, -и, насколько я знаю, я могу нарушить его, если повторю в четвертый раз. Но я скажу вам нечто другое: все равно я владелец бриллиантового кольца.



Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов