Программа развития цдод icon

Программа развития цдод




НазваниеПрограмма развития цдод
Дата конвертации14.04.2015
Размер149.19 Kb.
ТипПрограмма
источник

Программа развития ЦДОД

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.   

Цель системы дополнительного образования мы формулируем как создание и поддержание условий, благоприятствующих становлению личности, самореализации всех его сущностных сил, а также реализацию программ воспитания как средства подготовки нового поколения к жизни, внедрение выработанных ценностей, накопленного культурного богатства. Дополнительное образование - это образование по выбору, выстраиваемое с учетом интересов ребенка, позволяющее кратчайшим путем привести его к эффективной самореализации. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Другая важная особенность дополнительного образования детей — его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

При организации дополнительного образования детей идет опора на следующие приоритетные принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2. Гуманистическая ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5.  Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

6. Диалогическое сотрудничество как выражение ценности коллективного творчества.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Необходимость разработки данной концепции и программы развития ЦДОД обусловлена особенностями социально педагогической ситуации, реформированием российского образования, его законодательной нормативной основы, изменением стратегической роли воспитания в системе образования, обновлением содержания воспитания в целях формирования гуманистических социально-значимых ценностей и образцов гражданского поведения, созданием условий для выполнения воспитательной миссии дополнительного образования.

Методологической основой построения системы дополнительного образования в современных условиях является идея ее рассмотрения как образовательного пространства (формы бытия) и времени, последовательной смены состояний развития личности на пути ее самоопределения. Постоянно расширяющееся внешнее (внешкольное) образовательное пространство способствует формированию внутренней образовательной среды (интересов и склонностей) самих обучающихся.

Предлагаемая концепция дополнительного образования опирается на идеи, изложенные в Конвенции «О правах ребенка», в Законе РФ «Об образовании», в Национальной Доктрине, концепции «Возрождения человека культуры и нравственности (авт. Бондаревская Е. В.).

Центр дополнительного образования детей Октябрьского района города Ростова-на-Дону был основан в 1977 году. Это многопрофильное муниципальное учреждение дополнительного образования детей высшей категории.

Основным направлением воспитания в системе дополнительного образования должно стать духовно-нравственное становление детей и молодежи, их жизненное самоопределение как важнейшая составляющая общественного развития.

Разработанная концепция и программа развития нацелена на создание необходимых организационных, методических, кадровых, ресурсных и других условий обеспечивающих развитие системы дополнительного образования.

Образовательная среда учреждения дополнительного образования представляет собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности и характеризуется следующими функциями:

  • педагогическая и психологическая, заключающая в создании условий для развития, познания, самоопределения, самовыражения и самореализации личности;

  • социализации, предполагающая ребенком позитивного опыта жизнедеятельности, овладения новыми способами жизнедеятельности, становление многообразных социальных качеств и эмоциональных состояний;

  • рекреационная, ориентированная на восстановление психофизических сил, здоровья, творческого потенциала ребенка, приобщение детей и взрослых к общемировой культуре;

  • культурно-преобразующая, направленная на обогащение процесса воспитания культурно-познавательными и культурно-познавательными возможностями;

  • проектирующая (игровое моделирование жизненных ситуаций, разработка инновационных моделей, программ);

  • организационно-регулирующая (координационная деятельность, межинституциональное взаимодействие учреждений, организаций, творческих союзов и т.п.)

Образовательная среда учреждения дополнительного образования базируется на соотношении таких параметров как открытость, интерес, активность, успех, свобода, непрерывность, творчество.

^ Ведущими ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей являются: демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; открытость системы; создание нового поколения учебно-программного и методического обеспечения; системное развитие на основе информационных технологий; поиск, поддержка и развитие детской творческой одаренности.

^ Анализ образовательной ситуации в ЦДО.

Современная ситуация развития общества требует от человека профессиональной компетентности, творчества, способности самостоятельно принимать решения и быть ответственным за свои действия. А это невозможно без более раннего самоопределения личности, профориентации образования, что в принципе невозможно сделать без системы дополнительного образования.

Система дополнительного образования выполняет не только образовательные функции (единство обучения и воспитания), но и социальные. Бесплатность этого типа образования - одна из главных гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей, особенно для малообеспеченных и социально менее защищенных слоев населения.

Функции, присущие дополнительному образованию: настолько важны, что позволяет считать развитие системы дополнительного образования одним из приоритетных направлений в региональной и муниципальной политике.

ЦДОД расположен в центре города Ростова-на-Дону в Октябрьском районе. Учреждение окружает сеть различных образовательных учреждений: школы, детские сады, высшие и средние учебные заведения, школы искусств, музыкальные школы, спортивные школы, городской Центр детского технического творчества, Дворец творчества детей и молодежи.

Система сохраняется стабильной. Наблюдается общая тенденция увеличения численности детей в объединениях, т.е. востребованность социальнодоступного вида образования.

Работа ЦДОД организована в режиме открытости окружающему социуму и рассматривается во взаимодействии с социокультурной средой.

Социокультурное окружение ЦДОД:

  • Городской музей изобразительных искусств

  • Областная библиотека им. В.М. Величкиной

  • Детская библиотека им. Н.А. Островского

  • Городской парк культуры и отдыха им. М. Горького

  • Училище олимпийского резерва

  • Спортивная школа № 4

  • Городской Центр детского технического творчества

  • Дворец творчества детей и молодежи

  • Донской государственный технический университет

  • Ростовский колледж искусств

  • Парк им. Октября

Социокультурная среда Октябрьского района в настоящее время характеризуется тем, что здесь расположены разнообразные учреждения высшего и среднего специального образования, многочисленные культурно-просветительские и спортивные сооружения.

В районе 14 общеобразовательных школ, многопрофильный лицей, учебно-производственный комбинат. Центр дополнительного образования координирует и направляет работу с детьми и подростками в свободное от учебы время.

Дислокация помещений ЦДОД следующая:

-корпус № 1 – ул. Мечникова, 148/1

-корпус № 2 – ул. Малюгиной, 163/72

-корпус № 3 – ул. Дранко, 131/165

Воспитательно-образовательный процесс в МБОУ ДОД ЦДОД осуществляют 83 педагогических работника. Из них:

  • 7 почетных работников общего образования

  • 1 заслуженная артистка РФ

Образование:

  • 63 педагога имеют высшее образование (76%)

  • 20 педагогов средне-специальное образование (24%)

  • 6 педагогов – студенты (7%)

Профессионализм:

  • 30 педагогов имею высшую категорию (36%)

  • 29 педагогов имеют первую категорию (35%)

  • 6 педагогов имеют вторую категорию (19%)

Стаж работы:

  • 13 педагогов имеют стаж работы до 5 лет (16%)

  • 12 педагогов имеют стаж работы до 10 лет (14%)

  • 27 педагогов имеют стаж работы 10-20 лет (33%)

  • 31 педагог имеют стаж работы свыше 20 лет (37%)

Средний возраст педагогического коллектива – 39 лет.

Ключевой вопрос профессионализма педагога - понимание личности воспитанника, посредством раскрытия его подлинно человеческих качеств и помощь в развитии ребенка, молодого человека. Центр дополнительного образования детей Октябрьского района имеет необходимую нормативно-правовую базу: устав, локальные акты, положения.

Учреждение обеспечено 62 образовательными программами, 13 из них - авторские.

Стратегическими направлениями деятельности ЦДОД выступают:

  1. Профилизация и профильная ориентация школьников, предполагающая получение знаний, умений и навыков на основе образовательных программ, практическую подготовку, формирование ценностных ориентиров (положительный интерес к специальности, установку на профессию, творчество и др). Профильная ориентация заложена в более чем 65% программ, действующих в Центре дополнительного образования. Создаются крупные объединения, специализированные клубы, интегрирующие в своих программах различные направления деятельности. Это: «Сапсан», «Золотые колоски», «Регина», «Солнышко», «Радуга», «Субботея», радиоэлектроники (клуб «Роботрон»), «Шаг за шагом», «Цветы России», «Форсаж», спортивные секции.

Важное значение в этом направлении имеет сотрудничество ЦДО с Институтом радиосвязи, Донским государственным техническим университетом, училищем искусств и другими.

^ 2.Поддержка талантливой молодежи — интеллектуального фонда российского общества, механизмом реализации которого являются межведомственные целевые комплексные программы «Одаренные дети», «Живой родник». В рамках данной программы проводятся конкурсы, смотры художественной самодеятельности, конференции, выставки детского технического творчества, спортивные соревнования, фестивали, работают научно-исследовательские общества и патриотические клубы школьников, летние профильные лагеря и т.д. В ЦДО 2 образцовых ансамбля «Регина» и «Золотые колоски», работает летний профильный (хореографический) лагерь «Пируэт». Большой популярностью у детворы пользуется ансамбль народной песни «Субботея» (рук. Куренкова Е.В., Дробышева Н.А.). Воспитанники Мунтян О.И. являются лауреатами международных конкурсов эстрадного пения и ежегодно поступают в вузы вокальной направленности.

^ 3.Пропаганда здорового образа жизни

В ЦДО реализуются программы «Здоровый образ жизни» (Руденко Н.А.), «Здоровье», «Семья», программы спортивных секций. Разрабатываются и апробируются здоровьесберегающие технологии и формируется система спортивно-оздоровительной работы, которая продолжается и в летний период. Это программы летних оздоровительных площадок:

- «Летние каникулы», «Каникулы в городе» и др.

Большое внимание уделяется созданию эмоционально-комфортной образовательно-воспитательной среды на основе диагностики эмоционального состояния детей, адаптированности к условиям УДО и т.д.

^ 4.Профилактика негативных социальных процессов, механизмом
реализации, которого является: внедрение «Целевой комплексной программы профилактики наркомании среди молодежи в г. Ростове - на – Дону».

^ 5.Военно - патриотическое и гражданское воспитание молодежи

Это разнообразная и плодотворная работа клуба «Сапсан. Формы работы самые разнообразные: участие в спортивно-патриотических фестивалях детских и молодежных общественных объединений, областные научно-практические конференции по патриотическому воспитанию молодежи, походы по местам боевой славы жителей Дона, межрегиональная поисковая Вахта Памяти, создание в ЦДОД музейной комнаты, в которой представлены находки, найденные молодежными поисковыми отрядами клуба, семинары разного уровня для детей и специалистов данного профиля деятельности и т.д.

^ 6. Лидерство и развитие социальных инициатив на базе детских общественных движений экологов, ГБДД, лидеров детских объединений, профилактики наркозависимости в любом детском коллективе.

ЦДО выполняет функцию координации деятельности детских организаций, встраивая их в свою систему, что позволяет более гибко реагировать на меняющиеся интересы, расширять сферу самореализации, удовлетворять социальные потребности подростков. Ориентиры деятельности следующие:

  • эффективное использование социальных технологий в деятельности детских и молодежных общественных объединений, повышение их социального статуса в местном сообществе, привлечение дополнительных ресурсов на реализацию их проектов;

  • разработка современных диагностических методик отслеживания
    эффективности воспитательного потенциала детских объединений;

  • обеспечение финансовой и материальной поддержки деятельности детских
    объединений.

  1. ^ Совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса. Разработка и реализация программ нового поколения.

Разработка программ по здоровьесбережению, по работе с инвалидами и одаренными детьми, профильных лагерей

^ 8. Развитие психологического сопровождения образовательного процесса, способствующего развитию ребенка: личностному, интеллектуальному, эмоционально-волевому, когнитивному, нравственному, физическому.

Ожидаемый результат:

  1. Обновление материально-технической и содержательно-методической базы учреждения (ремонт, оснащение новым оборудованием, разработка программ, выпуск учебных пособий).

  2. Динамичное, системное изменение содержания дополнительного образования в учреждении путем обновления программного обеспечения в ходе освоения инновационных процессов, основанных на применении разнообразных форм и методов, а также на внедрении новых методик и технологий обучения, воспитания и развития по работе с одаренными детьми, пропаганде здорового образа жизни, военно-патриотическому воспитанию, развитию детей дошкольного возраста и др.

  3. Создание эмоционально-комфортной образовательной среды, способствующей развитию личности ребенка. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.

  4. Реализация программ воспитания, как средства формирования ценностно-смысловой сферы ребенка, социального самоопределения и духовного развития.

  5. Обеспечение психологического сопровождения образовательного процесса, систематическое отслеживание результатов деятельности, проектирование образовательного маршрута ребенка.

  6. Наличие положительных изменений в структуре личности ребёнка, в развитии его способностей к самореализации, самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

  7. Позитивный характер участия детских общественных объединений района в федеральных, региональных социальных проектах и программах с преобладающей активной жизненной позицией.

  8. Рост профессионализма и продуктивности деятельности педагогов.

Достижение и поддержание педагогами высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности.

9. Проектирование образовательно-воспитательного процесса:

9.1.Перевод ожиданий и запросов заинтересованных сторон в требования к учебному процессу (в том числе к будущему выпускнику);

9.2. Разработка моделей личности выпускников по отделам Центра

дополнительного образования (качества личности, знания, умения навыки);

9.3. Проектирование программ нового поколения, образовательных

Технологий, создание целевых комплексных проектов.

10. Повышение качества и результативности образовательного процесса:

10.1. Овладение детьми не только традиционными ЗУНами (знаниями, умениями, навыками), но и способами деятельности, позволяющими переносить накопленный социальный опыт в иные виды деятельности и в жизнедеятельность вообще;

10.2. Повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования как базового фактора повышения качества образования:

10.2.1. Выявление степени удовлетворенности педагогов условиями труда;

10.2.2. Изучение социально-психологического климата в коллективе учреждения;

10.3.Разработка пакета методик выявления качества и результатов педагогической деятельности. Информация о рейтинге педагогов (оценка деятельности педагога производится по разделам индивидуального плана с учетом коэффициента качества выполнения работы, оценки занятий с обучающимися, педагогами и самооценки);

10.4. Разработка Положений и проведение конкурсов на звание лучшего педагога, методиста, обучающегося;

    1. .Рейтинг отделов. В перечень контролируемых и оцениваемых показателей для оценки рейтинга отдела будут включены количественные показатели, характеризующие кадровый потенциал, подготовку специалистов, объем издательской деятельности, уровень информатизации;

    2. Конкурс образовательных программ как средство совершенствования программно-методического, дидактического, материально-технического обеспечения образовательного процесса по результатам внутреннего аудита.

11. Выпуск обучающихся:

11.1. Динамика сохранности контингента обучающихся.

11.2.Формирование базы данных по поступлению выпускников Центра в учебные заведения по профилю, и по их трудоустройству;

11.3.Создание сайта интернет-клуба выпускников Центра дополнительного образования;

  1. Изучение удовлетворенности потребителей дополнительных образовательных услуг качеством подготовки обучающихся:

    1. Построение системы обратной связи в учреждении.

    2. Диагностика системы субъективных ожиданий родителей и детей, ее когнитивного (познавательного), аффективного (эмоционально-оценочного), конативного компонентов. Выявление степени их удовлетворенности качеством образования.


12.3. Анализ конкурентоспособности качества обучения в детских объединениях по отношению к другим учреждениям дополнительного образования г. Ростова-на-Дону, ведущим подготовку по аналогичным направлениям образовательного процесса.



Похожие:

Программа развития цдод iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников моу «сош №33» п. Яйва
Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе требований Федерального государственного образовательного...
Программа развития цдод iconПрограмма развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №49 г. Сочи
Программа развития школы является основополагающим документом, разработанным в соответствии с основными нормативными документами,...
Программа развития цдод iconПрограмма развития ОАО «Аэропорт Элиста»
Позитивные и негативные факторы развития экономического потенциала Республики Калмыкия
Программа развития цдод iconСтабилизации и развития образования
Программа стабилизации и развития образования разработана на основе Закона РФ "Об образовании" от 13. 11. 1996 г является организационной...
Программа развития цдод iconОсновная образовательная программа образовательного учреждения
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 4
Программа развития цдод iconС. В. Анащенкова Пояснительная записка Программа
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...
Программа развития цдод iconПрограмма развития гбпоу янао

Программа развития цдод iconРабочая программа по курсу «Русский язык» для 1 класса
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...
Программа развития цдод icon2. Организация и функционирование классов с задержкой психического развития
Система работы в классах с задержкой психического развития на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов...
Программа развития цдод iconРабочая учебная программа по мдк 03. 04 Теория и методика математического развития
Рабочая программа междисциплинарного курса является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов