Принято на педагогическом совете мбоу удсош №1 icon

Принято на педагогическом совете мбоу удсош №1



НазваниеПринято на педагогическом совете мбоу удсош №1
Дата конвертации14.04.2015
Размер117.73 Kb.
ТипДокументы
источник




Принято на педагогическом совете

МБОУ УДСОШ №1

(протокол №15 от 30.12.2013г)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ УДСОШ №1

____________Е.А. Малышенко

(приказ №260 от 31.12.2013г)


Положение

об организации образовательного процесса в 1-ом классе МБОУ УДСОШ №1

в адаптационный период
1. Общие положения.

1.1. Настоящее положение регламентирует организацию обучения первоклассников в адаптационный период в МБОУ УДСОШ №1 и разработано на основе:

- п. 12,16 ч. 2 ст. 28, ч. 2 ст. 30 «Федерального закона об образовании в Российской Федерации»,

  • требований Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);

  • Письма Минобразования РФ от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «Рекомендации по

организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

- Письма Минобразования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

  • Устава школы.

1.2. Четырехлетняя начальная школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в начальной школе, позволяет снять перегрузку обучающихся, обеспечить благополучное развитие ребенка, учесть возрастные потребности и индивидуальные особенности каждого ученика.                  

           1.3.  Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

^ 2. Содержание и организация образовательного процесса.

2.1. Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками.

Специальной дополнительной работы требует устранение трудностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.

2.2. Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Не допустим авторитарный стиль общения учителя с ребенком.

2.3. Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.

2.4. Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п.

2.5. Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

2.6. Игра с правилами, как и учебная деятельность, дает результат: развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика.

2.7. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.

2.8. Продолжительность учебного года для первоклассников – 33 учебные недели. В связи с тем, что учебный год делится на 4 неравные по продолжительности четверти, организуются дополнительные каникулы для обучающихся 1-х классов в середине 3 четверти (из числа 7 каникулярных дней) с целью профилактики переутомления.

2.9. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 21 учебный час, дневная учебная нагрузка не более 4 уроков и 5 уроков один день в неделю.

2.10. Продолжительность урока – 35 минут – первое полугодие, 45 минут – второе полугодие с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 мин. каждая.

2.11. Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по 3 урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми (на 4 уроке).

2.12. При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертные учебные часы рекомендуется планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибкое расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября – октября 4 – 5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 – по изобразительному искусству, 4 - 6 – по труду, 4 – 5 уроков – театрализаций по музыке и 6 – 7 уроков – игр и экскурсий по математике.

2.13. Формами организации образовательного пространства детей в этот период являются:  целевые прогулки, экскурсии, игровые занятия, развивающие игры­ занятия, понятийные игры,   сюжетно­ролевые и сказочно­литературные игры­ драматизации;  урок­ театрализации, урок­экскурсия, урок­импровизация.

Часы физической культуры в течение первых двух месяцев (27 урока, по три урока в неделю) направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

2.14. Учебные часы по технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО, физической культуры в 1 четверти должны быть зафиксированы в тематическом плане рабочей программы, с указанием форм проведения.

2.15. В классном журнале в графе «Что пройдено на уроке» целесообразно указывать и форму проведения урока.

2.16. Со второй четверти ежедневно проводится по 4 урока (5 уроков один раз в неделю за счет урока физкультуры).

2.17. Продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут.

В первой четверти после второго урока организуется 40 минутная динамическая пауза. Организация завтрака на перемене после 2 урока.

^ 3. Контроль и оценка результатов обучения.

3.1. В первом классе начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую систему (звездочки, квадратики и т.д.).

3.2. Допускается словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ребенка говорить «не думал», «не старался», «не верно», лучше обходиться репликами «Ты так думаешь?», «Это твоё мнение?» «Давай послушаем других» и т.д.

3.3. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия).

3.4. В течение первого полугодия учебного года контрольные работы не проводятся.

3.5. Итоговые контрольные работы: предметные по русскому языку и математике проводятся в конце учебного года не позднее 20 – 25 апреля (в день можно провести только одну контрольную работу), комплексная контрольная работа на метапредметной основе проводится не позднее 15 мая. Оценивание контрольных работ проводится в соответствии с «Положением о системе оценки достижений планируемых результатов освоения ООП, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования МБОУ УДСОШ №1».

3.6. Домашние задания в первом классе не задаются в первом полугодии. Со второго полугодия на домашние задания отводится 1 час.

3.7. Учащиеся первого класса на повторный год обучения не оставляются.

3.8. Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.

^ 4. Специфика организации уроков по отдельным предметам.

4.1. Организация уроков математики.

4.1.1. Начальный период адаптации (приблизительно один месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

4.1.2. Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др.

4.1.3. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т. д. На уроках могут использоваться игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).

4.1.4. Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и на уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе. Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

  • Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и др.

  • Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

  • Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.

^ 4.2. Организация уроков окружающего мира.

4.2.1. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Но замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, выстроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.

4.2.2. Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам.

Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций. Подвижные игры, игры-театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду - на пришкольном участке. Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

  • Признаки осени: экскурсии «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «В саду ли, в огороде».

  • Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья твоего двора», «Что за дерево»; подвижные игры «Комнатные растения».

  • Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами поведения в школе; экскурсия по улицам города, в общественное учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика экскурсий может быть самая различная, например, «Наш город», «Дорога от школы до...» (особое внимание обращается на места опасного перехода). Также ознакомление с социальным окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте: можно провести игры «Поздравляем с днем рождения», «Давайте знакомиться».

  • Здоровье: подвижные игры, например, «Чистота - залог здоровья».

^ 4.3. Организация уроков музыки.

4.3.1. Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие.

4.3.2. Основой изучения закономерностей музыкального искусства обучащиюмися являются простейшие музыкальные жанры: песня; танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.

4.3.3. Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы:

  • пластическое интонирование;

  • музыкально-ритмические движения;

  • свободное дирижирование;

  • игра на элементарных музыкальных инструментах;

  • разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности обучающихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

^ 4.4. Организация уроков изобразительного искусства.

4.4.1. В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

4.4.2. Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:

  • прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий (например, тема урока «Золотые краски осени»);

  • экскурсия в краеведческий музей (например, тема урока «Красота изделий народных умельцев»);

  • игры (например, тема урока «Игра в художника и зрителя»).

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в нем воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках ИЗО, способствуя снятию напряжения.

^ 4.5. Организация уроков труда.

4.5.1. Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр. Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр.

4.5.2. Подготовительная работа к созданию художественного образа на уроках труда может проходить на таких экскурсиях, как «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах.

4.5.3. Сбор природного материала целесообразно провести на экскурсии «Природа - художник и скульптор» («Что нам дарит природа?»). Дети заготовят на уроках для дальнейшей работы: листья, корни, шишки, веточки, плоды и другой природный материал.

Экскурсии могут включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы. Например, можно предложить игры «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки (желудя и др.)», «Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички».

Уроки на свежем воздухе могут включать игру и конкурсы, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка (шишка)?» «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и т. д.

4.5.4. Можно предложить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок, например, театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил» или урок-игра «Бумажная авиация», включающий в себя запуск моделей самолётов из бумаги и игры-соревнования, например, на дальность полетов.



Похожие:

Принято на педагогическом совете мбоу удсош №1 iconПринято на педагогическом совете мбоу удсош №1
Порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами...
Принято на педагогическом совете мбоу удсош №1 iconПринято на педагогическом совете мбоу удсош №1

Принято на педагогическом совете мбоу удсош №1 iconРассмотрено и принято на педагогическом совете

Принято на педагогическом совете мбоу удсош №1 iconРассмотрено и принято на педагогическом совете

Принято на педагогическом совете мбоу удсош №1 iconРассмотрено и принято на педагогическом совете

Принято на педагогическом совете мбоу удсош №1 iconРассмотрено и принято на педагогическом совете

Принято на педагогическом совете мбоу удсош №1 iconРассмотрено и принято на педагогическом совете

Принято на педагогическом совете мбоу удсош №1 iconРассмотрено и принято на педагогическом совете

Принято на педагогическом совете мбоу удсош №1 iconРассмотрено и принято на педагогическом совете

Принято на педагогическом совете мбоу удсош №1 iconРассмотрено и принято на педагогическом совете

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы