Программа базового курса «Информатика и икт» icon

Программа базового курса «Информатика и икт»




НазваниеПрограмма базового курса «Информатика и икт»
Н.Д. Угринович
Дата конвертации13.04.2015
Размер159.11 Kb.
ТипПрограмма
источник


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д. (Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) авторы – Н.Д. Угринович) с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Учебник: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования.  В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.

В нашей школе выбран вариант Федерального БУПа, по которому курс информатики  изучается в течение двух лет: в 8 класс 1 час в неделю (34 часа в год.

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуника­ционные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

 Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.  

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.

Примечание:

В соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (10-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.

^ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

 ^ Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся


Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

^ Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.


^

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

УМЕТЬ

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

^ КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  ^ Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  ^ Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  Отметка «1»: отсутствие ответа. 
^

Критерий оценки практического задания


  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  ^ Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  ^ Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  Отметка «1»: работа не выполнена.


^ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Раздел

Количество часов

Практических работ

^ Контрольные работы

1

Информация и информационные процессы

9

2

1

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

9

5

1

3

Коммуникационные технологии

16

8

1




всего

34

15

3


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
8 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

  1. Информация и информационные процессы

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 1 по теме «Количество информации».

  1. ^ Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

  1. ^ Коммуникационные технологии

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «”География” Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 3 по теме «Коммуникационные технологии».

^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема урока

Дата проведения

по плану

фактически

^ Информация и информационные процессы – 7 часов

1/1

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.

06.09




2/2

Информация в обществе и технике.

13.09




3/3

Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

20.09




4/4

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

27.09




5/5

Количество информации. Определение количества информации.

Практическая работа № 1.1. «Перевод единиц измерения количества информации»

04.10




6/6

Алфавитный подход к определению количества информации. Решение задач по теме «Количество информации».

11.10




7/7

Контрольная работа № 1. «Количество информации».

18.10




Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 9 часов

8/1

Устройство компьютера.

25.10




9/2

Процессор, память.

Практическая работа № 2.2. «Форматирование дискеты».

08.11




10/3

Устройства ввода и вывода.

Практическая работа № 2.3. Определение разрешающей способности мыши».

15.11




11/4

Файлы и файловая система.

22.11




12/5

Работа с файлами и дисками.

Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

29.11




13/6

Программное обеспечение компьютера.

Правовая охрана программ и данных.

06.12




14/7

Графический интерфейс операционных систем

Практическая работа 2.4. «Установка даты и времени».

13.12




15/8

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита информации.

Практическая работа № 2.5. «Защита от вирусов».

20.12




16/9

Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

27.12




Коммуникационные технологии – 16 часов

17/1

Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.

17.01




18/2

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа № 3.1. «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

24.01




19/3

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 3.2. «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 3.3. «География» Интернета».

31.01




20/4

Всемирная паутина. Электронная почта. Практическая работа № 3.4. «Путешествие во всемирной паутине».

Практическая работа № 3.5. «Работа с электронной Web-почтой».

07.02




21/5

Файловые архивы. Практическая работа № 3.6. «Загрузка файлов из Интернета».

14.02




22/6

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

21.02




23/7

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 3.7. «Поиск информации в Интернете».

28.02




24/8

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

07.03




25/9

Форматирование текста на Web-странице.

14.03




26/10

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

21.03




27/11

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

04.04




28/12

Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

11.04




29/13

Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

18.04




30/14

Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

25.04




31/15

Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

02.05




32/16

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».

16.05




33/17

Повторение по теме «Информация и информационные процессы»

23.05




34/18

Повторение по теме «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»

30.05






Похожие:

Программа базового курса «Информатика и икт» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»

Программа базового курса «Информатика и икт» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»

Программа базового курса «Информатика и икт» iconПрограмма по информатике и икт в 8 классах. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт»
Босовой Л. Л. «Программа курса «Информатика и икт» для 8 класса средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Информатика....
Программа базового курса «Информатика и икт» iconПреподавание базового курса «Информатика и икт» в основной школе
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие...
Программа базового курса «Информатика и икт» iconРабочая программа по предмету информатика и икт для 5 класса
Л. Л. Босовой «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы...
Программа базового курса «Информатика и икт» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета Информатика и икт (Информатика) в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014/2015 уч г
Преподавание предмета «Информатика и икт» или «Информатика» в 2014/2015 учебном году будет осуществляться в соответствии
Программа базового курса «Информатика и икт» iconПояснительная записка с целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и икт»
Икт, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную...
Программа базового курса «Информатика и икт» iconПояснительная записка с целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и икт»
Икт, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную...
Программа базового курса «Информатика и икт» iconСоставитель М. Н. Бородин. 6-е изд
Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы...
Программа базового курса «Информатика и икт» iconРабочая программа по предмету «информатика и икт» Классы : 3 4 Учебный год 2010 / 2011
Поэтому данный курс имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов