Примерная программа по литературному чтению для начальной школы Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош «Образовательный центр» icon

Примерная программа по литературному чтению для начальной школы Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош «Образовательный центр»




НазваниеПримерная программа по литературному чтению для начальной школы Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош «Образовательный центр»
страница1/3
Дата конвертации07.04.2015
Размер451.03 Kb.
ТипПримерная программа
источник
  1   2   3



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно­правовых документов:

  1. Федеральный государ­ственный образовательный стандарт начального общего обра­зования

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России

  3. Планируемые результаты начального общего образования

  4. Примерная программа по литературному чтению для начальной школы

  5. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский.

  6. Программа курса « Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, допущенная Министерством образования и науки РФ, 2011

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский.

Рабочая программа согласована с председателем методического совета ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский.

^ Общая характеристика курса
Рабочая программа разработана для обучающихся начальной школы в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспи­тания обучающихся, на основе Примерных программ по технологии, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и основными положениями Концепции содержания образования школьников.

Рабочая Программа разработана на основе Примерной программы по русскому языку Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса « Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина,

Цели, реализуемые в системе предметов начальной общеобразовательной школе:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Задачи:

● формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

● развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

● развитие коммуникативных умений;

● развитие нравственных и эстетических чувств;

● развитие способностей к творческой деятельности.
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:

1) коммуникативного;

2) познавательного;

3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

● осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;

● развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

● знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

● формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;

● развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;

● организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

● усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;

● развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

● поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;

● осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);

● освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;

● осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;

● рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;

● формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;

● поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звукобуквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

● пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;

● формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;

● развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);

● знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;

● творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта. Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и

интересным для учащихся.

Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому

ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

● сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;

● развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;

● формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;

● формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;

● приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах. Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода. Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией. Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно- ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению. Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка

создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся. Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса -анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

● основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

● орфография и пунктуация;

● развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его

значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтаксиса. Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике. Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т. е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т. д.).

В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики. В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий. Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их. Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка. Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных). Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте. Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

Изучение русского языка в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте: его продолжительность примерно 23 учебные недели по 9 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по литературному чтению и русскому языку), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка.

Для обучения используются учебники, принадлежащие системе учебников УМК «Перспектива» Л. Г. Петерсон, рекомендованные МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011 – 2012 учебный год и, содержание которых соответствует ФГОС НОО:

Учебники: «Русский язык.» 1 класс. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. М.: Просвещение , 2011год

Рабочие тетради: «Прописи» №1-№5. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.

Рабочая тетрадь по развитию речи «Волшебная сила слов» авт. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю.

Дидактический материал: «Читалочка» дидактический материал. Климанова Л.Ф.

Методическая литература:

  1. «Уроки русского языка» Климанова Л.Ф. и др.

  2. сайт: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета направлено на формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

Восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование доброжелательности, доверия, и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе. Оказание помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, стремления следовать им;

формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с художественной культурой;

развитие умения учиться: развитие познавательных интересов, инициативы, любознательности, познания, творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности;

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности;

формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;

^ Место курса в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч. В первом классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка. Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).

Согласно учебному плану ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский. на 2011 – 2012 учебный год на изучение учебного курса по русскому языку в 1 классе отводится __5__ учебных часов в неделю и того ___50___ часов в год. По Программе Русский язык Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина на изучение учебного курса по русскому языку отводится __5__ учебных часов в неделю и того ___50___ часов в год.

№п /п

Тема

По программе (часов)

Планируемое количество часов



В мире общения

6

6



Имя собственное

4

4



Слово и его значение

3

3



Группы слов

4

4



Звуки и буквы

13

13



Орфограммы русского языка – наше первое знакомство

13

13



От слова к предложению, от предложения к тексту.

5

5



Повторение

2

2




Итого:

50

50
  1   2   3



Похожие:

Примерная программа по литературному чтению для начальной школы Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош «Образовательный центр» iconОсновная образовательная программа начального общего образования содержание целевой раздел
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Сарагашская сош» согласно фгос ноо (п. 16 с изм.), содержит...
Примерная программа по литературному чтению для начальной школы Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош «Образовательный центр» iconОсновная образовательная программа начального общего образования гоу сош «Школа здоровья» №661 Программа рассчитана на 2011-2012 учебный год
Охватывает все классы начальной школы с 1 по Образовательные результаты данного курса востребуются во всех других предметах и внепредметной...
Примерная программа по литературному чтению для начальной школы Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош «Образовательный центр» iconОсновная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №10 п. Ахтырский 2011 г
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Примерная программа по литературному чтению для начальной школы Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош «Образовательный центр» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Примерная программа по литературному чтению для начальной школы Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош «Образовательный центр» iconОбразовательная программа начального общего образования моу песковская сош
Основная образовательная программа начального общего образования моу песковская сош
Примерная программа по литературному чтению для начальной школы Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош «Образовательный центр» iconРабочая программа по литературному чтению на 2014 2015 учебный год начального общего образования 1 б класс инклюзивное образование
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на 2014 2015 учебный год
Примерная программа по литературному чтению для начальной школы Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош «Образовательный центр» icon«Основная образовательная программа общего начального образования»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 8
Примерная программа по литературному чтению для начальной школы Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош «Образовательный центр» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Примерная программа по литературному чтению для начальной школы Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош «Образовательный центр» iconОсновная образовательная программа начального общего образования Принята
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 8
Примерная программа по литературному чтению для начальной школы Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош «Образовательный центр» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов