Информация о средствах обучения и воспитания icon

Информация о средствах обучения и воспитания




НазваниеИнформация о средствах обучения и воспитания
Дата конвертации19.02.2016
Размер83.54 Kb.
ТипДокументы
источник

ИНФОРМАЦИЯ

о средствах обучения и воспитания

Средства образования  включают в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия.

Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения целей.

^ Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.

Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).

Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Выделяют 2 группы средств обучения:

а) средства, как источник информации;

б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.

Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Идеальные средства обучения

Материальные средства обучения

1 уровень – на уроке:

Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке.

Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.

2 уровень – учебный предмет:

Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету.

Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).

3 уровень – весь процесс обучения:

Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований.

Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.

 Каждый элемент системы средств обучения представляет собой сложную и самостоятельную подсистему.

В образовательном процессе МБОУ Степная СОШ №14 используются 39 персональных компьютера , из них 8 ноутбуков.

8 кабинетов школы оборудованы автоматизированным рабочим местом учителя (интерактивные доски), что составляет 67% от общего числа всех кабинетов.

На компьютерах установлены операционные системы:

  • Linux

  • Windows7

  • Windows 8

  • Windows Vista

Приобретена периферийная техника:

  • Комплект мультимедийного оборудования(компьютер+экран+проектор) – 1 шт.;

  • программное обеспечение: медиаплеер, клиент электронной почты, программа интерактивная доска – 8 шт.;

  • принтер – 5 шт.;

  • сканер – 1 шт.;

  • ксерокс – 1 шт.;

  • цифровая фотокамера-2шт;

  • музыкальный центр-2 шт;

  • видеомагнитофоны-5 шт;

  • телевизоры-6 шт;

  • многофункциональное устройство – 16 шт.

Функционирует 1 компьютерный класс на 11 учебных мест. Школа подключена к сети Интернет.

 Программное обеспечение школы:

  • Антивирус Касперского 6.0;

  • Microsoft Office  2007;

  • OpenOffice;

В школе имеются предметные кабинеты, оснащенные современным оборудованием в соответствии с требованиями учебных планов и программами обучения:

В школьной библиотеке имеется книжный фонд насчитывающий 11032 единиц изданий, в том числе 3034 единиц учебников.

Для проведения уроков физкультуры и обеспечения внеурочной занятости в школе работает  спортивный зал. Спортзал оснащены необходимым спортивным оборудованием.

Школа осуществляет подвоз обучающихся, проживающих в х.Карла – Либнехта, х. Андропов и х. Дубовка на школьном автобусе.

Безопасное пребывание в школе обеспечено наличием:

  • автоматизированной системы пожарной сигнализации

  • тревожной кнопкой

На переменах организовано дежурство учителей по школе.

 

Воспитание — часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание, так или иначе, присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В самом широком смысле воспитание, как его трактует психологическая наука, есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация, т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.

^ Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

- определение целей и задач;

- разработка содержания воспитания, его основных направлений;

- применение действенных методов;

- формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

- воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;

- воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;

- воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

^ Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.

В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.

^ Методы и средства воспитания

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

^ Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.

Содержание воспитания.

Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.

Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.

Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.

Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.

Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.

Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

^ Классификация методов воспитания

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

^ По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Классификация методов воспитания на основе направленности:

Методы формирования сознания личности.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Оговорённые выше средства обучения и воспитания по возможности  и необходимости используются в нашей школе: различные формы организации, взаимодействия, контроля, мониторинга, индивидуальной работы; технологии обучения и воспитания, направленные на формирование УУД и личностного развития; ИКТ как средства  информации в образовании; связь с социумом; семьёй, как основным средством воздействия на процессы обучения и воспитания; различные психолого-педагогические приёмы в школьной среде; коммуникация со сверстниками и пр.



Похожие:

Информация о средствах обучения и воспитания iconИнформация о средствах обучения и воспитания, используемых в мбоу «Нижнедевицкая гимназия» в 2013-2014 учебном году
Информация о средствах обучения и воспитания, используемых в мбоу «Нижнедевицкая гимназия»
Информация о средствах обучения и воспитания iconИнформация о средствах обучения и воспитания

Информация о средствах обучения и воспитания iconИнформация о средствах обучения и воспитания
Интернет, а также (кабинет информатики, химии, математики, истории, иностранного языка; в кабинетах начальных классов)
Информация о средствах обучения и воспитания iconИнформация о средствах обучения мкоу «Мосальская оош»

Информация о средствах обучения и воспитания iconСредства обучения и воспитания, применяемые для обучения и воспитания учащихся в моу есинской сш
Вербальные средства: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения, передача знаний
Информация о средствах обучения и воспитания iconИнформация об уровне образования, о формах обучения и о нормативном сроке обучения

Информация о средствах обучения и воспитания iconИнформация о сроках и местах подачи заявлений на участие в едином государственном экзамене в Кабардино-Балкарской Республике в 2015 году
Минобрнауки России «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому...
Информация о средствах обучения и воспитания iconТематический план. Первый год обучения. «Потешный фольклор»
Психолого-педагогические аспекты развития и воспитания толерантности учащихся в адаптивной школе
Информация о средствах обучения и воспитания iconИзобразительное искусство
Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления,...
Информация о средствах обучения и воспитания iconОбщая характеристика учебного предмета
Б. М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов