Разинкова Елена учащаяся 11 класса Остахова Лариса Леонидовна – учитель искусства и мхк жменя Александр Анатольевич директор школы icon

Разинкова Елена учащаяся 11 класса Остахова Лариса Леонидовна – учитель искусства и мхк жменя Александр Анатольевич директор школы




НазваниеРазинкова Елена учащаяся 11 класса Остахова Лариса Леонидовна – учитель искусства и мхк жменя Александр Анатольевич директор школы
Дата конвертации06.04.2015
Размер137.73 Kb.
ТипРеферат
источник

Над проектом работали:

Разинкова Елена - учащаяся 11 класса

Остахова Лариса Леонидовна – учитель искусства и МХК

Жменя Александр Анатольевич - директор школы

Архитектура та же летопись мира: она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за ее существование.

Н.В. Гоголь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………..3-5

  1. Род Ковалевских в истории села и края………………………6-7

  2. Родовая усадьба Ковалевских в с. ЮтановкаВолоконовского р-на Белгородской области………………………………...……8-12

    1. Родовая усадьба Ковалевских – объект культурного наследия Белгородчины.

    2. Архитектурная ценность усадьбы Ковалевских.

    3. Описание постройки.

    4. Стилевое направление модерн в архитектуре.

    5. Усадебный дом Ковалевский – пример провинциального модерна.

Заключение…………………………………………………………………….…13

Список использованной литературы и интернет-источников…………...…14

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Бурное развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности привело к изменению и модификации привычных реалий при их отражении в виртуальном пространстве. Примером этого, в частности, служат появившиеся и стремительно развивающиеся в сети Интернет так называемые виртуальные музеи, которые по сути своей представляют базы данных, содержащие музейные электронные экспонаты, цифровые фото-, аудио- и видеоматериалы, анимацию и многое другое.

Актуальность заявленной темы связана, во-первых, с необходимостью создания виртуального музея на базе Ютановской СОШ. У виртуального музея нет нужды в помещении, финансировании, штате сотрудников и проверяющих – цензорах, как в реальном музее. Следовательно, он не нуждается в дополнительном финансировании. Что является несомненным плюсом для нашей школы.

Во-вторых, несомненный интерес представляет род Ковалевских, внесший вклад в развитие не только нашего Волоконовского края, но и всей страны. Пожалуй, «столько выдающихся деятелей во всех областях государственной и общественной жизни, науки, литературы и искусства, сколько было в русско-литовском роду Доленга-Ковалеских, в частности, Слободско-Украинской его ветви, не было, ни в одном дворянском роду Российской империи. Трехсотлетняя родословная помещика уникальна» (7)1.

В третьих, необходимостью привлечь внимание к разрушающемуся усадебному дому дворян Ковалевских, который в 2008 году был включен в число объектов культурного наследия Белгородской области (6).

^ Понятие РЕАЛЬНЫЙ музей versus ВИРТУАЛЬНЫЙ музей

Классически учреждение культуры под названием музей определяется следующим образом.

МУЗЕЙ (лат. museum - храм муз) – это учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее для обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, промышленности, сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей и т.д., расположенные по определенной системе, с целью их сохранения, наглядного изучения, а также распространения знаний среди широких масс населения (5).

На наш взгляд, определение и все вышеперечисленные функции реально существующих музеев присущи в той или иной степени и виртуальным музеям, существующим в сети Интернет. Разница заключается,

в том, что такого музея (в отличие от реального) физически не существует (вернее сказать – организационно), но все же это музей, т.к. соответствует данному выше определению.

Именно в "новой реальности" виртуального музея человек из зрителя превращается в участника этой "новой реальности", здесь ему никто не мешает: ни другие посетители, ни служители музея" (5). Кроме того, посещать виртуальный музей можно в любое время дня и ночи, нет никаких очередей за билетами и ограничений на время пребывания в музее для просмотра экспонатов.

^ Цели проекта:

создания экспозиции виртуального музея «Архитектурная ценность и историческое значение родовой усадьбы дворян Ковалевских в с. ЮтановкаВолоконовского р-на Белгородской области »;

сохранение историко-культурного наследия с. ЮтановкаВолоконовского р-на Белгородской области, связанного с деятельностью рода Ковалевских;

обеспечение свободного повсеместного доступа к экспозиции с целью повышения общеобразовательного и культурного уровня широких слоев населения.

Цели определила постановку следующих конкретных задач:

  1. выявить роль рода Ковалевских в истории Белгородчины;

  2. изучить особенности архитектуры ХХ века;проследить черты стиля провинциальный модерн;

  3. доказать художественную ценность особняка Ковалевских;

  4. создать макет реконструкции здания;

  5. разместить исследовательский материал по теме в виртуальном музее Ютановской СОШ;

  6. систематизировать и сохранить уникальную архивную информацию, которая записана на бумажных носителях и которая со временем может быть утрачена.

  7. показать посетителю виртуального музея культурное и историческое значение особняка рода Ковалевских.



  1. ^ Род Ковалевских в истории села и края

По мнению современного исследователя Н. Титовой,«стольких выдающихся деятелей во всех областях государственной и общественной жизни, науки, литературы и искусства, сколько было в русско-литовском роду Доленга-Ковалевскихи, в частности, Слободско-Украинской его ветви, не было ни в одном дворянском роду Российской империи» (7).

Ковалевские участвовали в строительстве русско-литовского государства, Киевской Руси, в деле устройства Малороссии в лице ближайшего помощника Богдана Хмельницкого, Ивана Ковалевского, который занимал при знаменитом гетмане должность генерального есаула и командовал малороссийской конницей.

Вся их деятельность была сосредоточена на устроении Слобожанщины: защите границ, участии в походах, поддержании дорог и застав, духовном просвещении области, устройстве школ, больниц, строительстве храмов. Этот род дал много талантливых военных деятелей, они участвовали практически во всех войнах, происходивших в истории России в 16 – 19 веках.

Семья Ковалевских была тесно связана с такими выдающимися деятелями, как Григорий Сковорода (религиозный мыслитель), Г.Ф. Квитка (писатель и деятель просвещения, автор «Приезжого из столицы», ставшего прообразом Гоголевского «Ревизора»), И. П. Котляревский (автор «Наталки Полтавки»), а также с Н. А. Некрасовым, Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым. Много сделали они для русской литературы и искусства. Евграф Петрович Ковалевский покровительствовал писателям в бытность свою министром народного просвещения и, в частности, разрешил печатание “Кобзаря” Шевченко. Михаил Евграфович Ковалевский устроит первую в России воспитательную колонию для малолетних преступников, которой очень интересовался и которую посещал Ф.М. Достоевский.
    Ковалевскими напечатано на одиннадцати различных языках такое количество научных трудов по всем отраслям знания,что полный библиографический список занял бы целый том. Отличительными чертами этого рода были независимость и необыкновенная трудоспособность.

Ютановка Евграфа Петровича Ковалевского (Приложение 1) (последнего владельца усадьбы) была образцом того, что можно сделать в русской деревне. Вот пример для подражания фермерам и хозяевам родовых поместий Белгородской области. Даже в эмиграции дворяне продолжали свою подвижническую деятельность. По словам З.Шаховской, не было«ни одного доброго начинаниярусскойэмиграции с начала 20-х гг., в которомбыКовалевские не принимали самого активного участия» (7).

В 1968 П. Е.Ковалевский (Приложение 2) стал председателем Общества охранения русских культурных ценностей, основанного Д.Рябушинским. Как товарищ председателя парижского Союза русских писателей и журналистов поддерживал тесные связи с литераторами-эмигрантами. На протяжении многих десятилетий напряженная самоотверженная работа Ковалевского была подчинена высоким целям — сохранению творческого потенциала эмиграции, преемственности исторического знания, культурных и национальных традиций в среде русского зарубежья.

По иронии судьбы сегодня разрушается родовая усадьба человека, который посвятил свою жизнь сохранению русских культурных ценностей.

  1. ^ Родовая усадьба Ковалевских в с. ЮтановкаВолоконовского р-на Белгородской области

ВВ селе ЮтановкаВолоконовского района сохранился усадебный дом дворян Ковалевских, вокруг которого давно идут споры и судебные тяжбы. Дело в том, что здание попало в частные руки, было заброшено и сейчас находится в полуразрушенном состоянии. Кроме важного исторического значения оно представляет и архитектурную ценность


    1. ^ Родовая усадьба Ковалевских – объект культурного наследия Белгородчины

Постановлением правительства области № 240-пп утверждена долгосрочная целевая программа «Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012-2016 годы» (6), которая нацелена на сохранение и рациональное использование памятников истории и культуры, определены основные приоритеты в сфере их охраны. В настоящее время на территории области под охраной государства находится 2131 объект культурного наследия, 35 из которых являются памятниками федерального значения.

Этот список включает в себя:

Памятники истории и воинской славы

Памятники архитектуры

Памятники археологии

Памятники искусства

Памятники природы и садово-паркового искусства.

Среди памятников архитектурыБелгородчины числится усадебный дом Ковалевского Евграфа Петровича, построенный в начале XX века в селеЮтановка (Документ о принятии на государственную охрану № 140) (6).



    1. ^ Архитектурная ценность усадьбы Ковалевских

Белгородская область - молодой регион, возрастом чуть старше полувека. Его архитектуру по большей части представляют «сталинки», «хрущёвки», строения позднего советского периода и современные сооружения. Архитектурных памятников XVIII-XIX веков сохранилось совсем мало: большинство старинных особняков и усадеб не дожили до наших времён. Одни уничтожены в годы войны, другие были снесены градостроителями, третьи разрушились от старости и в итоге тоже ушли в забвение.

В своем интервью газете «Белгородские известия» заместитель начальника областного управления культуры, начальник отдела по охране и использованию памятников Б.В.Чаленко справедливо заметил, что «проблем, связанных с охраной объектов культурного наследия, много. Руководители разных уровней часто не понимают важности охраны культурного наследия. Я не знаю такого примера, когда начальник какого-то учреждения архитектуры и градостроительства проявил бы интерес к культурному наследию и защитил его. Для них ничего не стоит снести объект и на этом месте построить что-то современное, порой безликое» (9).

В такое же незавидное положение попал особняк Ковалевских в селе Ютановка (Приложение 3).

До 90-х годов в этом роскошном сооружении XIX века размещалась Ютановская средняя школа. В 1997 году администрация района выставила это здание на торги с тем, чтобы собственник приспособил его под современные нужды. Предприниматель из Старого Оскола А.Н.Бакумов выиграл конкурс и выкупил усадебный дом Ковалевского. Он получил здание с крышей, окнами и дверьми, но за 14 лет довёл его до такого трущобного состояния, что оно стало похоже на дом после бомбёжки. На сегодняшний день он отказывается подписывать охранные обязательства.

    1. ^ Описание усадебного дома Ковалевского Евграфа Петровича

Название

усадебный дом Ковалевского Евграфа Петровича построенный


Место постройки

с. Ютановка Волоконовского р-на Белгородской обл

Время постройки

начало XX века

Стиль

провинциальный модерн

Характерные черты стиля

Ассиметрия, многообъемность, окна различной конфигурации, плавные переходымежду объемами.

Материал

кирпич




    1. ^ Модерн в архитектуре

Модерн - период развития европейского искусства на рубеже XIX-ХХ веков, главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество искусству второй половины XIX столетия. Хронологические рамки искусства модерна очень узки: приблизительно 1886-1914 годы.

Главной особенностью искусства модерна является то, что новое в нем формировалось, прежде всего, в области архитектуры, декоративного и прикладного искусства, но не столько самими архитекторами, сколько живописцами и графиками.

Для «стиля модерн» главным принципом стала стилизация, но не в смысле интерпретации форм художественных стилей прошедших эпох, как это было в период Историзма второй половины XIX в., а в смысле тенденции подчинения всех элементов композиции какому-либо одному, формообразующему началу.

Модерн иногда отталкивает натуралистичностью деталей, но в целом это искусство глубоко интеллектуально, поскольку его художники творчески переосмысливают всю историю европейского искусства.

Это особенно хорошо видно на примерах рядовой застройки жилых домов модерна. Их отличает подлинно классическая строгость пропорциональных членений фасадов, но с характерной асимметричностью композиции, полукруглые или многогранные эркеры, майоликовые фризы, сильный вынос кровли на кронштейнах, ассоциирующийся с итальянской архитектурой, мелкая расстекловка окон, часто трапециевидных или с закругленными углами и нарядными наличниками - парафраз северного, «петровского барокко», такого родного для Петербурга.

Просуществовав чуть более десятка лет, модерн сумел не просто внедриться в столичный и провинциальный быт, но и придать ему особую окраску. Рассчитанные не на музейные залы, а на бытование в повседневной жизни произведения модерна активно вторгались в окружающую среду, в обыденное сознание обитания этой среды, не только отражая сложившуюся духовную атмосферу, но и заметно влияя на нее.

    1. ^ Дом Ковалевских – пример провинциального модерна

В зданиинаблюдается асимметрия в композиционных деталях фасада. Здание снаружи не имеет характерного импозантного декора,что характерно для провинциального модерна.

Характерная черта членений фасадов - наличие окон разного размера и конфигурации –арочные окна первого этажа, спаренные вытянутые по вертикали,и одиночные лучковые окна.

Главный фасад четырехчастен. Левая часть здания часть здания особенно привлекает внимание, она имеет три больших арочных окна, которые разделены на всю высоту пилястрами. Окна имеют декоративное рельефное обрамление.

Устремленные вверх ризалиты здания как бы ослабляют цельность стен и конструкций, придают ему движение.

Здание имеет оригинальную многообъёмную конструкцию. Один из объемов с угловой композиционной основой в плане, представляет собой ущербный квадрат, с отсутствием ¼ части.

Углы здания рустованы, напоминаю кладку из крупного камня,в виде горизонтальных полос равной ширины.

В здании три входа.

Можно наблюдать остатки витых балконных решетоки отделки под руст.

Заканчивая описание, можно сделать вывод, что здание принадлежит к архитектурному стилю – модерн, который получил распространение и в нашем крае. К сожалению, этот памятник архитектуры находится в удручающем состоянии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Белгородской области сохранились немногие уникальные здания XVIII, XIX и начала XX веков. Единицы из них отреставрированы и приведены в надлежащий вид. Большинство из оставшихся памятников архитектуры продолжают рассыпаться на глазах.

В рамках программы «Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012-2016 годы» (6), планируется проведение комплекса мероприятий по инвентаризации состояния объектов культурного наследия, определению границ их территорий, проведению государственной историко-культурной экспертизы. Хочется верить, что архитектурный памятник нашего села попадет в список реставрации.

Сегодня же мы сделали первый шаг в дело сохранения культурного наследия нашего села, а, следовательно, и Белгородчины. Создали виртуальном музее Ютановской СОШ экспозиции «Архитектурная ценность и историческое значение родовой усадьбы дворян Ковалевских в с. Ютановка Волоконовского р-на Белгородской области». А так же изготовили макет отреставрированного здания.

Есть надежда, что ситуация с домом в Ютановке разрешиться до того, как он окончательно разрушится, и, конечно же, здесь сделают музей, посвященный Ковалевским - великим труженикам, ученым и героям земли русской.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бертнев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Изобразительное искусство, 1983.

  2. Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру. – М.: Айрис пресс, 2010.

  3. Искусство. Энциклопедия для детей./ под ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999.


Интернет-источники

  1. Киселева С.Н. Описание памятника архитектуры; http://www.art-con.ru.

  2. Несговорова Г.П. Виртуальный музей – новая реальность; http://www.sati.archaeology.nsc.ru.

  3. Программа «Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012-2016 годы» http://www.belregion.ru.

  4. Титова Н. Высокая культура русской провинции. Исторические усадьбы России; http://nellyt.livejournal.com.

  5. Характеристика понятия стиль модерн в искусстве Западной Европы и России; http://www.uraledu.ru.

  6. Эпоха реставрации; http://31.unise.ru



1Здесь и далее в скобках будет указан порядковый номер работы в списке использованной литературы. При наличии в скобках двух цифр первая обозначает номер в списке использованной литературы, вторая – страницу.





Похожие:

Разинкова Елена учащаяся 11 класса Остахова Лариса Леонидовна – учитель искусства и мхк жменя Александр Анатольевич директор школы iconМорозов Александр Анатольевич учитель информатики и икт I категории п. Чёбаково 2013 год

Разинкова Елена учащаяся 11 класса Остахова Лариса Леонидовна – учитель искусства и мхк жменя Александр Анатольевич директор школы iconМорозов Александр Анатольевич учитель информатики и икт I категории п. Чёбаково 2013 год
Н. В. Макаровой в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования,...
Разинкова Елена учащаяся 11 класса Остахова Лариса Леонидовна – учитель искусства и мхк жменя Александр Анатольевич директор школы iconМорозов Александр Анатольевич учитель информатики и икт I категории п. Чёбаково 2013 год
Н. В. Макаровой в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования,...
Разинкова Елена учащаяся 11 класса Остахова Лариса Леонидовна – учитель искусства и мхк жменя Александр Анатольевич директор школы iconКонкурса «Учитель кубановедения 2010»
Кортунова Елена Алексеевна, является победителем муниципального этапа конкурса «Учитель кубановедения – 2010»
Разинкова Елена учащаяся 11 класса Остахова Лариса Леонидовна – учитель искусства и мхк жменя Александр Анатольевич директор школы iconРабочая программа по музыке для 1 класса Учитель Метелкина Екатерина Егоровна 2013
Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России,...
Разинкова Елена учащаяся 11 класса Остахова Лариса Леонидовна – учитель искусства и мхк жменя Александр Анатольевич директор школы iconПриказ о подготовке к проведению аттестации обучающихся 9 класса. Директор школы Работа с учащимися
Совещание при директоре с повесткой дня «Утверждение плана подготовки выпускников 9 класса к новой форме аттестации»
Разинкова Елена учащаяся 11 класса Остахова Лариса Леонидовна – учитель искусства и мхк жменя Александр Анатольевич директор школы iconСправка о состоянии преподавания изобразительного искусства в 1 –4 классах
«Изобразительное искусство». С целью осуществления проверки приказом по школе был утвержден состав комиссии: директор школы Еремина...
Разинкова Елена учащаяся 11 класса Остахова Лариса Леонидовна – учитель искусства и мхк жменя Александр Анатольевич директор школы iconРабочая программа по мхк для учащихся 10-11 классов Учитель: Булдакова Наталья Михайловна 2013/2014 учебный год

Разинкова Елена учащаяся 11 класса Остахова Лариса Леонидовна – учитель искусства и мхк жменя Александр Анатольевич директор школы iconУрок по кубановедению, Основам православной культуры, мхк. Учитель Бахтина Л. А
«Камень вечен … Краски не смешиваются, Цвета даны творцом.»
Разинкова Елена учащаяся 11 класса Остахова Лариса Леонидовна – учитель искусства и мхк жменя Александр Анатольевич директор школы iconРазработка урока изобразительного искусства для 2 класса. ( Слатвинская Галина Кузьминична, учитель начальных классов) Тема урока: Мастер золотые руки стеклодув
Цели урока: создать условия для знакомства с росписью стекла, развития художественных навыков ребенка, восприятия красоты рукотворных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов