Тамаре Владимировне Дадиановой главному редактору областной благотворительной журнал-газеты поддержки интеллигенции «Ярославская культура» icon

Тамаре Владимировне Дадиановой главному редактору областной благотворительной журнал-газеты поддержки интеллигенции «Ярославская культура»




НазваниеТамаре Владимировне Дадиановой главному редактору областной благотворительной журнал-газеты поддержки интеллигенции «Ярославская культура»
Дата конвертации26.05.2015
Размер136.09 Kb.
ТипДокументы
источник

Тамаре Владимировне Дадиановой - главному редактору областной благотворительной журнал-газеты поддержки интеллигенции «Ярославская культура», культурологу, эстетику 1 мая 2004 года был юбилей. Мы провели с Тамарой Владимировной блиц-интервью.





Корр.: К юбилеям принято подводить итоги всего, что сделано. Как бы вы оценили весь Ваш предыдущий опыт?

Т.Д.: Я всегда считала, что учение - лучшее благо, которое дано человеку. И всегда стремилась постижению знаний. Причём знаний не поверхностных, а истинных, глубинных, которые открывает фундаментальная наука. Этим было вызвано моё стремление учиться в самых престижных в советское время вузах страны, таких как, Московский государственный институт культуры, Ленинградский государственный университет (аспирантура), Московский государственный университет (докторантура). Ведь учиться на Западе в то время мы и помышлять не могли, тем не менее, мои работы признаны за рубежом, поэтому я являюсь членом Международного Союза эстетиков. Защитила кандидатскую, докторскую диссертацию, написала книгу по философии искусства, множество публикаций по теории искусства...

Корр.: Ну это, так сказать, на научном фронте. А на личном?

Т.Д.: А на личном - тоже достижения неплохие. У меня хорошая семья. Со своим мужем, с которым мы идём по жизни всегда рядом, в браке уже тридцать два года. Я довольна своими детьми. У меня взрослые сын Руслан и дочь Анастасия. А сейчас уже растёт и шестилетний внук Роман (сын Руслана).

Корр.: Не трудно совмещать научную деятельность и семейные заботы?

Т.Д.: Трудно... Очень трудно... Тем более, сейчас, когда это никак не поддерживается государством. Дошло до чего: вся деятельность в аспирантуре и докторантуре, учёба в институте даже не засчитываются в трудовой стаж, а это, в свою очередь, очень влияет на величину пенсии. Ну ладно, студенчество. Это вроде как бы продолжение средней школы. Но аспирантура и докторантура - это же адский интеллектуальный и физический труд по 12-14 часов в день. И весь этот период государством не признаётся как трудовой. Это неправильно. Слава Богу, помогает семья...

Корр.: Рассказывают, что вы - бесстрашны. Вы не боитесь трудностей. Со стороны порой, кажется, что вы готовы идти напролом...

Т.Д.: Трудностей я действительно не боюсь, они закаляют. А о готовности идти напролом, к сожалению, это только кажется. Очень много формальных препятствий приходится соблюдать, что не всегда на пользу. Кто-то следует им всем и теряет мно-о-го времени. А мне действительно порой приходится некоторые свершения форсировать, и поэтому некогда думать, что подумают другие. Слишком мало времени нам отведено для освоения фундаментальных знаний и завершения своих замыслов. Мне важно донести людям найденное, и здесь я придерживаюсь мысли любимого мною Гегеля: «Знакомое - потому что знакомо, остаётся непознанным». Мне нравится снимать шоры, напластования, стереотипы, с, казалось бы, азбучных истин и предлагать другое знание о предмете, явлении, личности... Только я это беру не с потолка, а исследую многие тома книг и рукописей, прежде чем придти к иному выводу. Кому-то это не нравится, потому что нарушает традиционные подходы. Может быть, это вы и называете бесстрашием... Но здесь, как говорят, нас рассудит Его Величество Время.

Корр.: Не у каждого учёного из провинции найдётся столько научной смелости, чтобы ввести, в общем-то, в сложившуюся науку, какой является эстетика, три новых категории...

Т.Д.: Во-первых, для науки, если это настоящая наука, нет понятия «провинция» или «центр». Поэтому, если предложенные мной новые эстетические категории: выразительность, пластичность, живописность достаточно научно обоснованы, восприняты крупнейшими учёными-эстетиками и поддержаны Учёным Советом МГУ, то здесь речь идёт не о смелости, а о глубине знаний в этой отрасли науки и проработке этих проблем на современном уровне...

^ Корр.: Что Вы сегодня можете предложить читателю? О чем размышляете?

Т.Д.: О том, что чистых явлений нет ни в природе, ни в науке, ни в искусстве. Везде существует диалектика национального и интернационального: лучшие идеи, почерпнутые у одного этноса, могут быть доведены до апогея другим. Ярким примером может служить личность аланки Марии-Ясыни.
О Марие-Ясыне -

великой просветительнице земли русской
Готовясь к 1000-летию Ярославля, мы с благоговением должны вспомнить имена тех великих личностей, деяния которых сыграли благотворную роль в становлении русской культуры. Среди них особенно заметен вклад выдающейся женщины Марии-Ясыни. По-другому ее называют еще и Марией Шваровной (ее отцом был властитель Алании князь Сварн). После Ольги-Прекрасы, после Владимира - «Красно Солнышко» третьей на Руси была эта удивительная женщина, которая продолжила ветвь святых на русской земле.

Что мы знаем о ней? Она была женой Всеволода III-« Большое гнездо». Ее заслуга заключается не только в том, что она родила и воспитала доблестных и красивых в самом широком смысле этого слова сыновей, дочерей и внуков, стремящихся создать единое централизованное государство.

Юрий Долгорукий и особенно два его сына: Андрей Боголюбский и Всеволод III боролись за государственное и духовное возвышение Северо-Восточной Руси.

С IX - XIII века Алания была мощным государством на юге. Её земли простирались от Каспия до Чёрного моря, а на севере захватывали устье Волги. Территория нынешнего Краснодарского и Ставропольского краёв, Ростовской области составляли основные владения этого мощного государства. Аланы были героическими и храбрыми воинами. Слава о них, без преувеличения, долетела до Англии, Франции и до Китая. Многие мужчины-аланы были на контрактной службе у европейских и азиатских государей. Боевое искусство алан (ясов, осетин) было высоко оценено разными народами. С аланами пытались заручиться дружбой: в кровном родстве с ними были правители многих государств: Византии, Руси, Грузии. Так, например, князь Мстислав Святославович в 1183 году женился, взяв в жёны ясыню (осетинку) - дочь князя Сварна (Шварна), сестру Марии-Ясыни и свояченицу князя Всеволода III Юрьевича (1154 - 1212).

Летопись донесла до нас скорбную весть, что Мария Шваровна перед смертью в 6713 г. (1206г.), 2 марта, постриглась в монахини и ушла в монастырь ею созданный, 19 числа скончалась и была погребена в городе Владимире, в церкви Успения святой Богородицы, где и покоится до сего времени ее прах уже ровно восемь столетий.

Я недавно совершила паломничество во Владимирский Свято-Успенский Княгинин женский монастырь, преклонила колени возле гробницы Великой княгини Марии (в схиме Марфы), с благоговением почтила память этой замечательной осетинки, много сделавшей для упрочения христианства на русской земле. Ее свекор Юрий (Георгий) Долгорукий возлагал на нее большие надежды, и она, с честью, их оправдала.

В летописи записано: «В лето 6708 (1200) месяца иулия в 15 на память св. Кирика и Иулиты заложил благоверный князь Великий Всеволод Гюргевич церковь камену во имя святое Богородицы Успение в монастыри княгине, при блаженном епископе Иоанне».

В житии святого благоверного Великого князя Георгия - сына основательницы обители) дано описание этого события: «В лето (1200), Вел. Князь Всеволод Георгиевич совет положил со своею Великой княгинею Мариею, и с благословлением блаженного епископа Иоанна создали церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы Успения в монастыре Княгинине, и составили обитель монахиням, и всяким довольством и имением снабдили». За год основания обители приняли время закладки храма, где впервые в летописи упоминается о монастыре.

Мария-Ясыня неистово служила христианству, была отзывчивой женщиной. В годы бедствий особенно щедро раздавала милостыню остро нуждающимся. Много сил и здоровья она отдала на нелегкое дело по устроению и управлению Великим Владимирским княжеством - прообразом российского государства.

Русские князья охотно брали в жены аланских принцесс. Алания в те годы была мощной военной державой. Раньше, чем Русь приняла христианство (согласно армянским хроникам, уже 100-130 г. некоторые военные дружинники исповедовали христианство). Красивейшие аланские церкви находились на территории Аланской и Зихской епархий. Они являлись распространителями просвещения и культуры.

У Юрия Долгорукого, отца её мужа, от аланки родился сын Андрей Боголюбский. У Андрея вторая жена тоже была ясыня. Летопись доносит до нас грустные сведения о том, что она с любимцем князя - ясынем-ключником, по имени Амбалом, участвовала в избиении своего супруга 29 июня 1174 года. Брат Андрея - Всеволод III (родной с ним по отцу Ю. Долгорукому, но мать была гречанкой) круто расправился с ясами: неукротимую жену брата утопил в озере Клещин, а Амбала повесил. Истинная причина подобного рода отношений не известна. Юрий Долгорукий разорил отца первой жены Андрея Боголюбского ростовчанина Кучки. Может быть, Амбал вместе со второй женой Андрея - ясыней отомстили за столь вероломный поступок?

Сын Андрея - Георгий (Юрий) Боголюбский женился первым браком на грузинской царице Тамаре, у которой мать Бурдухан была тоже ясыня (аланка, осетинка).

Бедному Юрию Боголюбскому сильно не везло: новгородцы не простили ему поступка матери и не пустили к себе княжить, и он решил попытать счастья на Кавказе. Но своенравная Тамара вскоре вышла замуж вторично, за осетина Давида - Сослана, тот был очень храбр, честен. Юрий же был интриганом, сластолюбцем, любил чрезмерно выпивать. Грузинская царица не хотела терпеть эти качества мужа, одарив Юрия подарками, выпроводила его вон из страны. Он с родственником матери отправился к Дону, но по дороге застрял в местечке недалеко от реки Сунжи у кипчаков (половцев, куманов), гулял в Назрани и Кулларе, недалеко от казачей станицы - Наурской. Там и пропал.

Другая сестра Марии-ясыни - княгиня Елена в 1116 г. стала первой супругой князя Ярослава (Ярополка) Владимировича. Тоже погребена в церкви Успения Святой Богородицы, созданной её сестрой Марией (супругой упомянутого Всеволода III Юрьевича). Две дочери яского (аланского) князя Сварна покоятся во Владимире на Клязьме в приделе Благовещения «от Севера на правой стране положена княгиня Мария и сестра её княгиня Елена». (У южной стены находятся гробницы жен ее внука Александра Невского: Великих княгинь Александры и Вассы, а также дочери Александры - Евдокии).

Князь Роман Галичский, сын великого князя Мстислава II, выдал свою дочь тоже за князя яского.

Всеволод III принадлежал к роду Рюриковичей. (Рюрик был сыном финского короля и Умилы - дочери князя Гостомысла Новгородского.). У князя Всеволода III (княжил во Владимире в 1176-1212 г.г.) было восемь сыновей от Марии-ясыни: Константин, рожденный 28 мая 1183 г.; Борис и Глеб родились 3 мая 1184 г.; Юрий (он же Георгий) родился 27 ноября 1186 г.; Ярослав (он же Фёдор Переяславский, отец Александра Невского, родился 2 февраля 1188 г.; Святослав (он же Гавриил Юрьевский, в крещении) родился 8 февраля 1189 г.; князь Владимир (он же Дмитрий Московский, в крещении), родился 25 ноября 1192 г.; Иоан Стародубский родился 8 апреля 1199 г.

Кроме того, у него были дочери. В родословнике не у всех указаны годы рождения: Всеслава, ставшая супругой князя Ростислава Ярославича Рязанского; Верхослава, супруга князя Ростислава Рюриковича; Вышеслава - супруга князя Ростислава Ярославича Черниговского; княгиня Собислава (в крещении Пелагея); княжна Елена. Самая старшая из детей, Всеслава, родилась 26 октября 1180 г.

Уважаемые читатели, Вы, наверное, обратили внимание на тот факт, что все эти имена происходят от слова «Слава» - богиня древних славян... Алане веровали в единое божество Славу. Они представляли его себе богинею, девою, единою властительницею судеб жизни как земной, так и загробной, райской, называли ее также и царицею неба. Ей же придавали они и название матери, полагая, что от нея происходит как самая жизнь, так и всякое благополучие для человека. В отличие от матери земной, ее звали божеской матерью... Культ этой богини Славы в глубокой древности был распространен у всех арийцев... Корень этого слова слыть, называться, именоваться, быть известным, отсюда происходят и слово, и слух, и слава...» (См. Полный церковно-славянский словарь. Составил священник-магистр Григорий Дьяченко. М.: Издат. Дом Московского Патриархата, 1993 (репринтное переиздание, стр. 612-613).

(После смерти любимой жены Марии-Ясыни в 1205 (1206) году Всеволод III женился на княгине Любови - дочери Василия Витебского. Свадьба была в 1209 году).

Что же собой представляла эта удивительная женщина Мария-Ясыня? Что мы знаем о ней, кроме сведений, что она, как и ее сёстры, вышла замуж за русского князя? Почему она почти ежегодно рожала детей, за что её супруга потом и нарекли «Большим гнездом»? Я полагаю, что Мария-Ясыня придерживалась суждения, что сильная семья - основа государства. Чем мощнее и многочисленнее семья, тем могущественнее государство.

Всеволод III был просвещенным государем. До десяти лет он воспитывался в Византии и не мог не знать, что Мария Аланская была супругой Византийских императоров Михаила Дуки и Никифора III Вотаниата (вторая половина XI века). В Алании в то время была своя метрополия. В ущельях реки Б. Зеленчук находилось Нижне-Архызское городище, и до конца XII века оно было центром Аланской епархии и резиденцией её епископов... До сего времени хорошо сохранились монументальные Зеленчукские храмы Х века. Здесь проходил путь через перевал Санчаро к Чёрному морю и Сотириуполю - Сухуми, где действовала церковь Богородицы Афинской. А отсюда рукой подать до Константинополя. Вполне понятно, что в Х веке правитель Алании и феодальная верхушка были крещены. В христианство была обращена большая часть народа и даже создана Аланская архиепископская кафедра. Константинопольский патриарх внимательно следил за христианизацией Алании. Я полагаю, что население Алании было не только ираноязычное. Прекрасные памятники церковной архитектуры сохранились в Карачаево-Черкессии, в западных районах Кабардино-Балкарии. А там проживали касоги (кашаки, адыги, абазины)...

К началу XIII века этнополитическая ситуация изменилась. Сюда устремился интенсивный поток степного половецкого населения, принадлежащего к тюркской группе языков (к долихоцефалам, остроголовым, и, как ни странно, но к голубоглазым и светловолосым. Половец - от слова «полова» - солома).

Были случаи дробления кафедр и их объединения Аланской, Сотириупольской и Зихской (в 1282 году, например). Как пишет большой знаток истории этого периода и этого региона В. Кузнецов, на Кубани не представляется возможным разграничить ареалы Аланской и Зихской епархий. (См. «Очерки истории алан». Владикавказ, 1992, с. 326).

Я столь подробно останавливаюсь на выявлении этих ареалов, потому, что Зихию называли по-другому Кубанской Чехией (см. исследование П. Буткова, опубликованное в 1825 году в журнале «Северный архив» Спб, № 4, с.329).

Н. Карамзин назвал жену Всеволода III - «Большое гнездо» Марией Чешской. Для меня это было большой загадкой. Не верилось, что великий историк мог ошибиться, поименовав Марию Чешской. После долгих размышлений мне всё стало ясным: Мария Шваровна была из Зихии - Кубанской Чехии (район средневековой Алании). В Осетии и до сего времени встречаются фамилии с этим корнем. Есть в Южной Осетии даже городок Чех (по-грузински, Кехви).

Чем же прославилась Мария (она же Ясыня, она же Чешская)? Мы знаем, что она была родом из края, где утвердилось христианство, где были построены прекрасные храмы, дошедшие до нас: Сентинский, Шоанинский (близ нынешнего г. Карачаевска), Зеленчукские (в верховьях реки Кубани). Любовь к искусству, книгам, просвещению она привила и детям. Она была подстать своему супругу, воспитанному в Византии. Искусствоведы до сего времени ломают голову над загадкой: откуда во Владимире - столице тогдашнего государства - на храмах в качестве основного выразительного средства присутствует «звериный» стиль, на который обратил внимание выдающийся художник и исследователь культуры Н. Рерих. Мастера из Алании приехали во Владимир вместе с княжной Марией. Предки алан - скифы. Этот скифский звериный стиль подтверждает и напоминает нам о том, что в те далёкие века произошло соединение в одно уникальное целое византийской, аланской и русской культур, что и запечатлено в Дмитриевском соборе (1194 - 1197 г.г.), построенном в честь ее горячо любимого мужа Всеволода III (в крещении, Дмитрия). Необычное разнообразие животного и растительного мира, представленного на его стенах, сочетание объёмной и почти плоской резьбы с крупным скульптурным портретом Всеволода III и его семьи... всё это производит неизгладимое впечатление, и хотя в XVI - XVII в.в. собор неоднократно горел и во время реставрации в 1837-39 годах лишился лестничных башен с галереей, всё-таки своё своеобразие и алано-скифское влияние не потерял.

В преддверии 1000-летия Ярославля мы с восхищением вспоминаем Марию-Ясыню, исключительную женщину, передавшую своим детям - в том числе и первым князьям Ростова и Ярославля - свою любовь к христианству и искусству.

Из истории мы знаем, что неукротимым нравом обладал А. Боголюбский, не захотевший княжить в Киеве, и образовал на северо-востоке Руси новое государство со столицей во Владимире. Его брат Всеволод III со своей женой Марией-Ясыней способствовали возвышению Владимира и упрочению нового государства с зачатками монархии на родстве по крови. Сын же Всеволода III - Константин обладал тем же неукротимым аланским (яским) духом, не повиновался отцу, желая возродить былую славу Ростова, присоединить к нему Владимир. Как сообщает Лаврентьевская летопись, в 6725 году был бой между братьями Константином, Юрием и Ярославом, в котором победил Константин. После своей смерти он завещал город Владимир своему брату Юрию. Перед смертью (в 1218 г.) «великий князь Константин посла сына своего старейшего Василька на стол Ростову, а Всеволода на Ярославль». Раньше Владимирское княжество было единым, туда входили не только упомянутые выше города вместе с Ярославлем, но в юрисдикции была и Москва.

В Алании был высок культ Богородицы. Этой тенденции придерживалась Мария-Ясыня, построив Успенский собор в честь Успения Богородицы во Владимире. Этого придерживались и внуки Марии, в том числе и ярославский князь Всеволод (1210-1238), в крещении Иван. Он достраивал в Ярославле церкви, в частности Успенский собор, где повторялся тот же «звериный» стиль: резная львиная маска из белого камня. Эта деталь - знаковое выразительное средство мастеров, работавших во Владимире. Неслучайно герб Владимира - лев. Дети Всеволода Константиновича: Константин и Василий и дочка Василия - Мария, её муж Фёдор Чермный и его вторая жена из рода Чингизидов - Юлдуз (Анна). О Толгской богоматери - трофее из Алании я уже рассказывала в предыдущих номерах «Ярославской культуры» (см. №№ 18, 19-20).


Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире.

Гробница Великой княгини Марии, в схиме Марфы –основательницы обители.


В заключение, хочу подчеркнуть, что Мария-Ясыня, знала, сколь велики христианские корни алан. Она помнила, что в 130 году н. э. святой мученик Сукиа (Баракад) и под его началом шестнадцать аланских князей пострадали за христианскую веру, служа в Армении при дворе аланки царевны Сатеник. (Память о них чтят 28 апреля по н. ст.). Мария понимала, что вполне закономерно её из центра аланской епархии (прикубанской Чехии) взяли в жёны, чтобы сеять мир, христианские заповеди в жестокое время междоусобных войн. Её сын Константин Всеволодович и ее внук Всеволод Константинович радели за Ярославль, сделали его одним из культурных центов Руси. Подтверждение тому - создание библиотеки, училища при монастыре и др.

Заслуги аланки (осетинки) Марии-Ясыни (Марии Шваровны) перед русской церковью и культурой столь велики, что настала пора ее канонизировать: возвести в ранг святой всей Русской Православной Церкви, как поступили с грузинской царицей Тамарой! А Высокопреосвященнейшие Владыки: архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий способствовали бы причислению Марии-Ясыни к лику местночтимых Ярославской и Владимирской епархий. А после этой акции они бы сподвиглись обратиться к Патриарху Алексию II, дабы почтить просветительницу и великую христианку, подвижницу Марию-Ясыню и внести ее имя в список святых Русской Православной Церкви. Она продолжила ветвь и миссию Рюриковичей. Все ее сыновья прославили силу русского духа и своими ратными успехами показывали образцы мужества и любви к отечеству.

P. S.

Достаточно вспомнить её внука - храброго воина А. Невского, в двадцать лет вставшего на защиту Отечества, и мудрого дипломата, побратима первенца Батыя - Сартака. (Скрупулезным историкам-архивариусам замечу, что матерью Чингисида Сартака была аланка. В 1252 году Александр получил от Сартака ханский ярлык (грамоту) на правление Владимирским княжеством в течение более 10 лет, в том числе и по этой причине. Его родственник - мологский князь Глеб - сын легендарного Василька - женился на дочери Сартака. Так Рюриковичи породнились с Чингисидами. Он привел из военного похода на кавказский город Дедяков много пленных алан, с которыми стал строить обводные каналы и организовывать крупную ярмарку. Они сделали поясной список с аланской иконы Богородицы с Предвечным младенцем, который получил потом название Толгской чудотворной иконы. Оригинал же - тронная икона, изображающая Богородицу с младенцем Христом - остался у ярославского князя Федора Чермного в качестве трофея, вывезенного из Алании в 1278 году. Там же он ранее, забыв про жену ярославну Марию - правнучку Константина - женился на Чингисидке Юлдуз - дочери хана Менгу-Темира и стал, по сути, ханом. Но это будет уже другой рассказ, повествующий о взаимодействии русского и татаро-монгольского начал в культуре.).
Тамара Дадианова - доктор философских наук, культуролог, член Международного Союза эстетиков, член Союза журналистов, руководитель историко-культурологического общества «Центр аланской культуры»
(150030, г. Ярославль, Красный съезд, 8, офис 2, тел.: код (4852) - 30-80-15, 30-30-25).
© Журнал-газета «Ярославская культура», № 1-2 (21-22), 2004 г.




Похожие:

Тамаре Владимировне Дадиановой главному редактору областной благотворительной журнал-газеты поддержки интеллигенции «Ярославская культура» iconЗакон тульской области об образовании Принят Тульской областной Думой 26 сентября 2013 года
Тульской области (далее – область), определяет полномочия органов государственной власти области в сфере образования, меры социальной...
Тамаре Владимировне Дадиановой главному редактору областной благотворительной журнал-газеты поддержки интеллигенции «Ярославская культура» iconХабермас Ю. Модерн незавершенный проект постмодернизм и культура
Мис ван дер Роэ — без Шинкеля и Беренса". Таким комментарием критик газеты "Франкфуртер Альгемайне Цайтун" подкрепляет свой тезис,...
Тамаре Владимировне Дадиановой главному редактору областной благотворительной журнал-газеты поддержки интеллигенции «Ярославская культура» iconПоложение о мерах социальной поддержки учащихся
Федерального закона от 24. 06. 1999 №120-фз "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"...
Тамаре Владимировне Дадиановой главному редактору областной благотворительной журнал-газеты поддержки интеллигенции «Ярославская культура» iconЗакон от 11. 08. 1995 n 135-фз о благотворительной деятельности и благотворительных организациях Федеральное законодательство Текст документа по состоянию на июль 2011 года Принят Государственной Думой 7 июля 1995 года
Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических...
Тамаре Владимировне Дадиановой главному редактору областной благотворительной журнал-газеты поддержки интеллигенции «Ярославская культура» iconЮбилей Свердловской областной организации вос продолжает свое шествие. Вести из Асбеста
Такими словами. Вернее песней в исполнении народного коллектива вокальной группы «Маэстро» начался праздник в Асбестовской Местной...
Тамаре Владимировне Дадиановой главному редактору областной благотворительной журнал-газеты поддержки интеллигенции «Ярославская культура» iconОбластной детский санаторий «Русский Турек» празднует своё 75-летие 25 июня 2010 г. Департамент здравоохранения Кировской области Сегодня огуз «Областной детский санаторий «Русский Турек»
Старожилы отмечают, что дети, благодаря такому дивному напитку, шли на поправку гораздо быстрее. Кроме того, цветущие фруктовые сады...
Тамаре Владимировне Дадиановой главному редактору областной благотворительной журнал-газеты поддержки интеллигенции «Ярославская культура» iconК рабочей программе дисциплины «Мировая художественная культура» Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Мировая художественная культура»
«Мировая художественная культура» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения...
Тамаре Владимировне Дадиановой главному редактору областной благотворительной журнал-газеты поддержки интеллигенции «Ярославская культура» iconЗакон о благотворительной деятельности и благотворительных

Тамаре Владимировне Дадиановой главному редактору областной благотворительной журнал-газеты поддержки интеллигенции «Ярославская культура» iconЗакон о благотворительной деятельности и благотворительных

Тамаре Владимировне Дадиановой главному редактору областной благотворительной журнал-газеты поддержки интеллигенции «Ярославская культура» iconСергей Георгиевич Кара-Мурза «Истмат и поражение советского проекта» «Маркс против русской революции»
Что способствовало быстрому распространению марксизма в среде европейски образованной интеллигенции
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов