Афониной Татьяны Вячеславовны программа составлена на основе примерной программы по музыке «Планета Знаний», а также использованы методические рекомендации icon

Афониной Татьяны Вячеславовны программа составлена на основе примерной программы по музыке «Планета Знаний», а также использованы методические рекомендации




НазваниеАфониной Татьяны Вячеславовны программа составлена на основе примерной программы по музыке «Планета Знаний», а также использованы методические рекомендации
страница1/6
Дата конвертации06.04.2015
Размер1.03 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4   5   6



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Грязи

Грязинского муниципального района Липецкой области

Согласовано:

Председатель МС______И.В.Зубкова

протокол №1 от 01.09.2013

Утверждена приказом

директора МБОУ СОШ №2

от 01.09.2103 №76-од

___________А.Ю.Тимашова



Рабочая программа

начального общего образования

по предмету музыка

для 1 - 3 классов

по ФГОС


Количество часов: 101
Учителя _Афониной Татьяны Вячеславовны

Программа составлена на основе примерной программы по музыке «Планета Знаний», а также использованы методические рекомендации по учебному комплексу «Музыка 1-4 Планета Знаний», на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей политехнического цикла
Протокол от «30» августа 2013 года №1
Руководитель методического объединения_____________ /Т.В. Голышкина/


2013 год
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с актуальными задачами модернизации российского образования, с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и отражённых в его примерной программе по музыке для начальной школы.

Также в программе учтены основные положения государственной «Концепции художественного образования в РФ», одним из разработчиков которой является автор данной программы. Особое внимание в этом документе было уделено повышению роли художественного, в том числе — музыкального, образования в формировании духовно-нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патриотическом воспитании школьников и в формировании у них культуры межнациональных отношений. В Концепции выдвинуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арт-терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам учащихся, в том числе — к одарённым детям.

В программе «Музыка» воплощены основные положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Особое значение для данной программы имеют положения данной Концепции, касающиеся национального воспитательного идеала и его реализации в образовательных учреждениях.

^ Главная цель программы — формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.

Достижение данной цели предусматривает:

• формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

• формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;

• формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально-драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;

• формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);

• формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).

Содержание и уровень развития каждого из компонентов музыкальной культуры личности неразрывно связаны с музыкальной направленностью личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).

Также важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие её способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся.

К музыкальным способностям относят, как известно, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др.

Более широким, чем музыкальные способности, качеством личности являются творческие способности, необходимые для любой созидательной, креативной деятельности человека, для принятие им новых, нестандартных решений в различных сферах жизни и получения новых, общественно-значимых результатов. Музыкальное образование обладает большим педагогическим потенциалом для формирования и развития творческих способностей личности.

Ядро культуры личности составляют духовно-нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности. Именно эти способности прежде всего определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учёбе, художественному творчеству и т. д.). Духовные способности дают импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно-нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.

Ориентация данной программы на комплексное формирование и развитие всех основных компонентов музыкальной культуры личности с учётом её музыкальной направленности, музыкальных, творческих и духовно-нравственных способностей позволяет учителю эффективно достигать основных целей изучения музыки в начальной школе, предусмотренных в примерной программе для начальной школы. К ним относятся:

• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Методологической основой формирования концептуальных основ данной программы явились труды Л.С. Выготского по культурно-исторической психологии, например «Ребёнок и его поведение» из книги «Этюды по истории поведения» Л.С. Выготского и А.Р. Лурии; идеи Г.Д. Грачева об отражении в искусстве национальных образов мира, и др.

При создании программы были учтены результаты исследований учёных в области теории, методики и практики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.А. Безбородова, Е.А. Бодина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Л.А. Рапацкая, О.П. Радынова, Е.В. Николаева, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.); музыкальной психологии и музыкальной терапии (М.Л. Лазарев, В.И. Петрушин и др.).

Программой предусмотрено обучение музыке с первого по третий классы в общей учебно-игровой форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):

1. «Где музыка берёт начало?»: путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1 класс).

2. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс).

3. «Где живёт музыка?»: путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс).

В соответствии с этими образовательными маршрутами в 1 классе учащимся предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам (темы «Где музыка берёт начало?», «На зелёном лугу», «В вихрях грозы», «У тихого пруда», «Высоко в горах», «В лесу»), ритмам и мелодиям (темы «Во владениях Его Величества Ритма» и «Во дворце королевы Мелодии»); от них — к музыкальным произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на родных просторах (песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках Отечества; плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные марши и др.) и на далёком загадочном Острове музыкальных сокровищ (предусмотренные программой для 1 класса шедевры классической музыки, этническая музыка народов мира, старинные музыкальные инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: шарманка, музыкальная шкатулка, патефон и др.).

Во 2 классе учащиеся приглашаются на «экскурсию» в сокровищницу Волшебницы музыки, где хранятся предметы, символизирующие сущность музыкального искусства и его роль в жизни человека (музыкальное зеркало, музыкальные часы, музыкальный календарь, музыкальная машина времени, музыкальная аптечка и др.), а также получают представление о тех, кто создаёт музыкальное искусство (композиторах) и о тех, кто его исполняет (музыкантах-исполнителях и различных исполнительских коллективах — народном, академическом и детском хорах, симфоническом оркестре и оркестре народных инструментов, вокальном и инструментальном ансамблях и др.).

В 3 классе учащимся предлагается «посетить» три дворца, в которых живёт Музыка, — «Концертный зал», «Музыкальный театр» и «Музыкальный музей». Там происходит дальнейшее знакомство детей с различными видами и жанрами музыкального искусства (народного, классического и современного), с его создателями и исполнителями. Особое внимание уделено знакомству детей с камерной вокальной и инструментальной музыкой, с крупными музыкально-сценическими формами: детскими операми, балетами, опереттами и мюзиклами (в частности, из репертуара Детского музыкального театра им. Н.И. Сац).

Благодаря такой структуре программы её содержание логично и последовательно развёртывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем —к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них — к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно-информационном пространстве, а также с воплощёнными в музыкальной культуре духовно-нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально-культурным традициям и др.). Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов-классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествия по миру.

Таким образом, в программе «Музыка» для 1–3 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы:

• «Музыка в жизни человека»;

• «Основные закономерности музыкального искусства»;

• «Музыкальная картина мира».

При раскрытии первой содержательной линии основное внимание в программе уделено обобщённому представлению исторического прошлого в музыкальных образах, взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных композиторов о Родине.

При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего на интонационно-образной природе музыкального искусства, выразительности и изобразительности в музыке, основных средствах музыкальной выразительности, музыкальной речи как способе общения между людьми, её эмоциональном воздействии на слушателей, а также на формах построения музыки как обобщённом выражении художественно-образного содержания произведений.

Третья содержательная линия реализуется в программе через формирование у учащихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестивалях музыкантов, музыке для детей, радио- и телепередачах, видеофильмах, звукозаписях (CD, DVD), различных видах музыки, певческих голосах, народном и профессиональном творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально-поэтических традиций.

Путешествуя по Музыкальному миру, учащиеся на основе данной программы смогут осуществлять все предусмотренные Государственным образовательным стандартом и Программой по музыке виды деятельности (пение, слушание и интерпретация музыки, инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения, драматизации).

Также в качестве вариативного компонента в программу включены арт-терапевтические задания и упражнения, разработанные и адаптированные специалистами для использования в общеобразовательной школе.

Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на её основе, является поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание музыкально-образовательного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арт-терапевтическом.

^ Художественно-эстетический контекст создаёт условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих художественно-эстетической культуры личности.

^ Аксиологический (ценностный) контекст является фактором преодоления в процессе музыкального образования конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности ребёнка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике современной культурно-информационной среде. Данный контекст призван способствовать вытеснению из сознания ребёнка с помощью музыкального искусства антигуманных, безнравственных и антихудожественных образов и идеалов, которые не свойственны культурно-исторической психологии российского сознания, и замещению их лучшими образами и идеалами отечественной художественной культуры.

Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. Во включённых в программу музыкальных произведениях воплощены традиционные для отечественной культуры образы идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость и т. д.

^ Психолого-педагогический контекст позволяет учителю осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности ребёнка в условиях музыкально-образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки. Этот контекст проявляется, например, в использовании в качестве музыкально-творческих заданий некоторых рисуночных тестов. Так, при знакомстве с произведением А. Лядова «Волшебное озеро» детям предлагается нарисовать несуществующее животное, в других темах используются рисуночные тесты «Дом, дерево, человек», «Моя семья» и «Автопортрет», а также цветовой тест Люшера. Программа и учебники пронизаны позитивными радостными чувствами и настроениями, в них преобладают светлые, добрые, честные и красивые образы сказочных и реальных героев. Вместе с тем, программа и учебники позволяют с помощью целенаправленно отобран музыкальных произведений и семантически выверенных текстов, вопросов и заданий к реальной современной жизни, нацелить их на успешное достижение творческих целей (например, в проверочных заданиях под рубрикой «Путь к Вершине Творчества»), на умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми людьми (например, при выполнении коллективных творческих проектов и заданий), вести диалог (например, при выполнении заданий под рубрикой «Работа в парах») и т.д. Также программа позволяет достичь формирования у учащихся навыков самоактуализации, самопознания, саморазвития и самореализации в процессе освоения программного содержания предмета «Музыка».

^ Семантический контекст заключается в акцентировании внимания на значениях и смыслах музыкальных текстов. В основу моделирования семантического пространства музыкального воспитания, обучения и развития младших школьников была положена система ключевых понятий, позволяющая средствами музыкального искусства формировать у детей образную картину окружающего мира в его многообразных измерениях и проявлениях. В эту систему включены следующие понятия: музыкальное пространство и пространство в музыке (см. тему «Музыкальный глобус» (2 класс) и др.); музыкальное время и время в музыке (см. тему «Музыкальные часы», «Музыкальный календарь» и др.); музыкальное движение и движение в музыке (см. тему «Музыкальная машина времени»), музыкальные предметы и предметный мир в музыке (см. темы «Остров музыкальных сокровищ» (1 класс) и др.)

^ Культурно-исторический контекст позволяет сформировать у детей первоначальные представления о взаимосвязи музыкального искусства с историей культуры и различными историческими событиями на основе интеграции с соответствующими темами предмета «Окружающий мир». Некоторые темы программы помогают также сформировать у детей представления о способности музыкального искусства «перемещать» слушателей в разные исторические времена и эпохи (например, тема «Музыкальная машина времени» (2 класс).

^ Этнокультурный контекст обеспечивает углублённое знакомство детей с традиционными празднично-обрядовыми и семейно-бытовыми формами народной музыкальной жизни. Особое внимание уделено традиционной русской народной музыкальной культуре (см. тему «На родных просторах» (1 класс) и многие другие). В качестве иллюстраций в учебники включены изображения народных игрушек, украшенных орнаментами музыкальных инструментов, народных костюмов, других произведений народного декоративно-прикладного творчества, картины и рисунки с изображениями народных музыкантов, народных праздников и других образов народной культуры.

^ Экологический контекст предусматривает формирование и развитие у школьников первоначальных представлений о взаимосвязи музыки с природой, об отражённых в музыкальном искусстве образах различных времён года, природных стихий и т.д. Основанные на таком подходе уроки музыки помогут формировать у учащихся любовь к родной природе, умение любоваться ею, сохранять и беречь наши природные богатства, жить в гармонии с природной средой, вслушиваться в её звучания (см., например, темы «На зелёном лугу», «У тихого пруда», «В лесу», «Высоко в горах» и др. (1 класс) и соответствующие им иллюстрации в учебнике).

^ Информациологический контекст предполагает формирование у детей первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях применения современных информационных средств и технологий для поиска информации о музыкальном искусстве и решения разнообразных музыкально-творческих задач (см., например, задания под рубрикой «Информационный поиск» в учебниках для 1–3 классов). Ряд заданий, разработанных на основе данной программы и включённых автором в учебники по музыке для 1–3 классов, направлены на приобретение учащимися первоначальных знаний и умений в области музыкального самообразования с использованием как традиционных, так и современных источников информации (Интернет, мультимедийные образовательные программы и др.).
  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Афониной Татьяны Вячеславовны программа составлена на основе примерной программы по музыке «Планета Знаний», а также использованы методические рекомендации iconРабочая программа начального общего образования по предмету изо для 3 класса Количество часов: 34
Программа составлена на основе примерной программы «Начальная школа» умк «Планета знаний» на основе федерального государственного...
Афониной Татьяны Вячеславовны программа составлена на основе примерной программы по музыке «Планета Знаний», а также использованы методические рекомендации iconРабочая программа курса «Математика» 1-4 классы разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно методический комплект «Планета знаний»
Начальная школа умк «Планета знаний» Математика 1-4 кл. М. И. Башмакова, М. Г. Нефёдова. Программа по математике составлена с учётом...
Афониной Татьяны Вячеславовны программа составлена на основе примерной программы по музыке «Планета Знаний», а также использованы методические рекомендации iconРабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»
Министерством образования и науки РФ. Программа по литературному чтению составлена с учётом общих целей курса, определённых Федеральным...
Афониной Татьяны Вячеславовны программа составлена на основе примерной программы по музыке «Планета Знаний», а также использованы методические рекомендации iconРабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 2 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»
Министерством образования и науки РФ. Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным...
Афониной Татьяны Вячеславовны программа составлена на основе примерной программы по музыке «Планета Знаний», а также использованы методические рекомендации iconПрограмма «Планета Знаний»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Афониной Татьяны Вячеславовны программа составлена на основе примерной программы по музыке «Планета Знаний», а также использованы методические рекомендации iconРабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы»

Афониной Татьяны Вячеславовны программа составлена на основе примерной программы по музыке «Планета Знаний», а также использованы методические рекомендации iconРабочая программа основного общего образования по предмету география 8 класс (индивидуальное обучение на дому) Количество часов: 34 Учителя Голышкиной Татьяны Викторовны Программа составлена на основе примерной программы «География России»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей естественно-математического и политехнического...
Афониной Татьяны Вячеславовны программа составлена на основе примерной программы по музыке «Планета Знаний», а также использованы методические рекомендации iconН. М. Сокольникова Рассмотрено на заседании
Программа: Планета Знаний. Изобразительное искусство. Н. М. Сокольникова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений....
Афониной Татьяны Вячеславовны программа составлена на основе примерной программы по музыке «Планета Знаний», а также использованы методические рекомендации iconРабочая программа по истории для 10 класса Павловой Татьяны Ильиничны первая квалификационная категория Рассмотрено на заседании
Рабочая программа по учебному предмету «История» для 10 класса составлена на основе: примерной программы среднего (полного) общего...
Афониной Татьяны Вячеславовны программа составлена на основе примерной программы по музыке «Планета Знаний», а также использованы методические рекомендации iconРабочая программа по истории для 6 класса Павловой Татьяны Ильиничны первая квалификационная категория Рассмотрено на заседании
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов