Методические рекомендации по проведению школьного этапa всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году icon

Методические рекомендации по проведению школьного этапa всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году




НазваниеМетодические рекомендации по проведению школьного этапa всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году
Дата конвертации05.04.2015
Размер158.32 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению школьного этапa

всероссийской олимпиады школьников по литературе

в 2014/2015 учебном году

1. Введение

Литература – школьная дисциплина особой значимости. Она направлена прежде всего на получение знаний о «языке» произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, понимания, выражения себя в слове, а также на развитие эмоциональной сферы личности, ее воображения и образного мышления. Именно через литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственного и эстетического опыта русской и мировой культуры.

Знакомство с литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют учащимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений человечества о самом себе.

Главная цель изучения литературы в школе – формирование культуры

читательского восприятия и понимания и развитие способностей кинтерпретации прочитанного. Это предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и пониманию смысла разнообразных литературных произведений. На основе формируемого при этом навыка у учащихся развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в чтении, формируется художественный вкус.

Основным предметом литературы как школьной дисциплины является литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике, а предметом литературного образования в целом – двуединая деятельность

культурного чтения и письма учащихся, последовательно формирующаяся на уроках

литературы.

Достижение основной цели литературного образования в школе происходит путем решения следующих образовательных задач:

  • развитие представлений о литературном произведении как о художественном

мире, особым образом построенном автором; освоение и применение базовых литературоведческих понятий при анализе художественных произведений (или их фрагментов). Ученик должен продемонстрировать способность видеть в произведении элементы его художественной структуры, выявлять их роль в тексте и обнаруживать связи между ними, ориентироваться в основных теоретических понятиях, инструментально применять их, самостоятельно анализируя текст.

  • воспитание у читателя способности понимания чужой позиции (то есть ответственного отношения к «чужим» художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов) и умения выражать позицию собственную (то есть развитие коммуникативно-эстетических способностей школьников через активизацию их речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии). Ученик должен уметь вести учебные дискуссии о смыслах художественной литературы, создавать собственные тексты (устные, письменные) о прочитанных литературных произведениях, представлять и защищать их, прояснять взаимосвязи литературного произведения с литературно-историческим и культурно-эстетическим контекстом. Ученик должен понимать основные особенности литературного произведения на фоне определенных историко-культурных представлений о соотношении искусства и действительности.

Всероссийская олимпиада школьников по литературе на всех своих этапахдолжна быть ориентирована на эти задачи и способствовать достижению главной цели литературного образования.

Известно, что олимпиада выявляет одаренных (или высокомотивированных) детей и начинает делать это уже на школьном этапе. ^ Но основной задачей этого самого массового этапа олимпиады должна быть не селекция, а максимальное вовлечение школьников в творческую деятельность. Это особенно важно сейчас, когда предмет литература потерял в школе свой ведущий статус, когда серьезные трудности у детей вызывает сам процесс чтения объемных произведений.

На школьном этапе ученики приобретают первый опыт состязательности, что предъявляет к организаторам определенные требования по созданию атмосферы честного соперничества, доброжелательности и уважения к знаниям, умениям, личностным особенностям товарищей. Во время подготовки к олимпиаде необходимо уделить внимание внутреннему позитивному настрою, правилам поведения на олимпиаде, соблюдению регламента.

^ 2. Подготовка участников олимпиады

Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы умения и навыки,

формируемые на уроках литературы и зафиксированные в требованиях соответствующих образовательных стандартов (для каждого класса – на своем уровне). Формирование этих умений и навыков происходит у разных учащихся с разной скоростью и в разной степени, на протяжении многих лет и не заканчивается в школе, поэтому к представленному ниже списку умений и навыков нужно относиться только как к ориентировочному. В этот список мы включаем следующие умения:

- определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт;

- пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

- выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;

- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической

и эстетической проблематики произведений;

- анализировать литературные произведения разных жанров;

- определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

- выражать личное отношение к художественному произведению;

аргументировать свою точку зрения;

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

- собирать материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;

- писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;

- выразительно читать произведения художественной литературы с учетом их жанровой специфики (индивидуальное чтение, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям); передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения); устно и письменно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров после прослушивания фрагментов фонохрестоматии и другой аудиозаписи;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться

каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Для подготовки к олимпиаде (помимо уроков литературы, на которых формируются перечисленные выше умения) можно использовать разнообразные формы дополнительного образования: элективные курсы, клубы юного филолога, факультативы, различные творческие конкурсы, исследования по литературному краеведению и т.п. Система подготовки школьников к олимпиаде включает посещение музеев и театров, проведение совместных мероприятий с библиотеками, знакомство с современной литературой. Все большее распространение получают дистанционные формы подготовки.

^ 3. Принципы организации школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

Школьный этап олимпиады по литературе проводится организатором (образовательной организацией) в срок не позднее 15 октября. Конкретные даты проведения школьного этапа олимпиады по литературе устанавливаются организатором муниципального этапа олимпиады.

Особенности школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе заключаются в том, что конкурс проводится отдельно для 5,6, 7,8, 9, 10,11-х классов и носит обучающий характер. Ученики 5-6 классов не принимают участия в олимпиаде по литературе на муниципальном уровне, ограничиваясь только школьным этапом. Ученики 7-8 классов участвуют и в муниципальном этапе, но на региональный и заключительный не выходят.

Главная идея при разработке олимпиадных заданий состоит в том, чтобы они получились интересными и познавательными, не отпугнули детей сложностью и наукообразием, дали простор творчеству – и одновременно исподволь готовили школьников к участиюво всех этапах Всероссийской олимпиады в будущем. Задания для учеников 8-11 классов строятся в логике заданий, предлагаемых на заключительном этапе олимпиады.

Текущие оценки по литературе не должны становиться поводом или препятствием для участия в олимпиаде.

Организаторы школьного этапа олимпиады создают оргкомитет и жюри школьного этапа олимпиады. Оргкомитет состоит из представителей методической службы района, города, администрации школы, учителей предметов гуманитарного цикла. Состав жюри формируется из учителей русского языка и литературы, представителей администрации данного образовательного учреждения, к работе в жюри могут быть привлечены аспиранты и студенты филологических специальностей образовательных организаций высшего профессионального образования, иные высококвалифицированные специалисты, не являющиеся научными и педагогическими работниками. В состав школьного жюри должно входить не менее трех человек.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проводится по олимпиадным заданиям, которые разрабатывает предметно-методическая комиссия муниципального этапа олимпиады с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии.

^ 4. Организационно-технологическое обеспечение

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проходит в один день. Момент вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован протоколом в присутствии представителей оргкомитета школьного этапа олимпиады по литературе и членов жюри. При проведении школьного этапа олимпиады выделяются несколько аудиторий для каждой параллели. Участники олимпиады размещаются по одному человеку за партой.

Необходимо обеспечить школьников комплектом заданий, писчебумажными

принадлежностями (тетрадями, ручками), ознакомить учащихся с правилами выполнения заданий.

Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается. В случае нарушения этих условий учащийся исключается из состава участников олимпиады.

Перед выполнением заданий с участниками олимпиады должен проводиться инструктаж о технической стороне выполнения заданий.

Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно кодируются.

Время выполнения задания варьируется в зависимости от класса: для учеников 5-6 классов – не более двух астрономических часов; для учеников 7-8 классов – не более 3 астрономических часов; для учеников 9-11 классов – не более 3

астрономических часов.

Образцы и характеристики заданий будут представлены ниже.

Для осуществления контроля за выполнением заданий рекомендуется организовать дежурство учителей (кроме учителей русского языка и литературы). По истечении времени выполнения заданий работы школьников сдаются представителю конкретного организатора олимпиады. Жюри школьного этапа оценивает выполненные олимпиадные задания; проводит анализ выполненных олимпиадных заданий; рассматривает апелляции совместно с оргкомитетом соответствующего этапа олимпиады.

^ 5. Кодирование олимпиадных работ

1. Для кодирования работ Оргкомитетом создается специальная комиссия в количестве не менее двух человек (один из которых является председателем) на каждый класс (возрастную параллель).

2. После выполнения заданий работы участников олимпиады передаются комиссии для кодирования. На обложке каждой тетради пишется соответствующий код, указывающий № класса и № работы (например, 9-1-1, 10-1-1, 11-1-1). Код дублируется на прикрепленном бланке для кодирования. После этого обложка тетради снимается. Все страницы с указанием фамилии автора работы изымаются и проверке не подлежат.

3. Обложки (отдельно для каждого класса) сдаются председателю комиссии, который помещает их в сейф и хранит там до показа работ.

4. Для показа работ комиссия декодирует работы.

5. Работа по кодированию, проверке и процедура внесения баллов в компьютер

организованы так, что полная информация о рейтинге каждого участника школьного

этапа олимпиады доступна только членам комиссии.

6. Для проверки работ выделяется несколько отдельных аудиторий (для 5-6-х, 7-

8-х, 9-11-х классов).

^ 6. Общая система проверки и оценивания олимпиадных работ

Проверка работ должна производиться в спокойной обстановке, исключающей спешку. При небольшом количестве участников проверка работ может производиться в один день, при большом – в два-три дня. Предельный срок проверки – пять дней, включая

день олимпиады. Выполненное задание оценивается членами жюри в соответствии с критериями и методикой оценки, разработанной Центральной предметно-методической комиссией и содержащейся в настоящих рекомендациях. Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания олимпиады.

Работы пишутся только в прозаической форме (если в задании специально не оговаривается иное). Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Члены жюри оценивают записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются. Если задание выполнено не полностью, то члены жюри обращаются к черновику работы. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника.

Объем работ не регламентируется, но должен соответствовать поставленной задаче.

Работа должна быть независимо проверена и подписана не менее чем двумя членами жюри. В случае существенного расхождения их баллов председателем жюри

назначается третий проверяющий. Его оценка и решает спорный вопрос с распределением баллов. Итоговый балл оформляется специальным протоколом, где значится шифр работы, балл и подписи всех членов жюри. Результаты проверки всех работ участников олимпиады члены жюри заносят в итоговую таблицу технической ведомости оценивания работ участников олимпиады. Участники, набравшие менее половины максимального возможного балла, не могут становиться участниками следующего этапа. Лучшие работы учащихся хранятся в архиве школы (или в архиве отделов муниципального образования не менее трех лет).Критерии оценивания работ зависят от класса и характера задания и приведены и прокомментированы в п. 7 настоящих рекомендаций после каждого задания.

Баллы выставляются на специальных бланках следующего образца:

№№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы































Итог





^ 7. Порядок подачи и рассмотрения апелляций

1. Для рассмотрения заявлений участников олимпиады создается апелляционная комиссия.

2. Право подачи апелляции имеют все участники олимпиады.

3. Апелляцией является аргументированное письменное заявление о несогласии

с результатами оценки.

4. Апелляция подается в предметный оргкомитет школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе после официального объявления итогов проверки олимпиадных работ и проведения показа работ. Часть вопросов может быть снята во время показа, который организуется до проведения апелляции.

5. Показ работ и рассмотрение апелляции проводится в доброжелательной обстановке. Участнику олимпиады должна быть предоставлена возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями.

6. По результатам рассмотрения апелляции комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и выставлении иных баллов. Не рекомендуется во время апелляции снижать баллы и основанием для этого снижения объявлять недочеты, найденные во время апелляции. Такие недочеты свидетельствуют только о недостаточном качестве первоначальной проверки. В любом случае апелляция не должна становиться поводом для «наказания» участника олимпиады.

7. Изготовление копий работ для участников не допускается.

8. Информация об итогах апелляции передается комиссией в предметный Оргкомитет с целью пересчета баллов и внесения соответствующих изменений в итоговую таблицу результатов участников школьного этапа олимпиады. Измененные данные в итоговых таблицах являются основанием для пересмотра списка победителей и призеров завершенного этапа олимпиады.

^ 8. Подведение итогов школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Участники школьного этапа олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями соответствующего этапа олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

В случае, когда победители не определены, на школьном этапе олимпиады определяются только призеры.

Количество призеров олимпиады: 20% призёров – от общего числа участников; 10% победителей – от общего числа призёров. Призерами этапа олимпиады, в пределах установленной квоты, признаются все участники этапа олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями. В случае, когда у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется следующим образом:

- все участники признаются призерами, если набранные ими баллы составляют больше половины максимально возможных;

- все участники не признаются призерами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.

После проверки работ проводится их разбор. Жюри отмечает лучшие ответы, интересные подходы, оригинальное оформление, частотные ошибки.

В заключение подводятся итоги этапа олимпиады по литературе, проходит оглашение имен победителей и награждение их в торжественной обстановке. Список победителей и призеров этапа олимпиады утверждается организатором этапа олимпиады. Победители и призеры награждаются дипломами. Победители и призеры школьного этапа допускаются к очередному городскому (муниципальному) этапу олимпиады.

Жюри и оргкомитет обобщают опыт проведения этапа олимпиады, представляют муниципальным органам отчет об итогах, составляют рейтинг работ.

9. Список литературы и Интернет-ресурсов для использования при подготовке к

олимпиаде и составлении заданий

Нормативные документы:

Проведение олимпиады регулируется «Порядком проведения всероссийской

олимпиады школьников», утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2013 г.№1252. Организаторам олимпиады любого уровня нужно ориентироваться на положения «Порядка».

Кроме того, при разработке олимпиады можно ориентироваться на Федеральный

компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089) и на стандарты нового поколения, вводимые в школу. При этом стоит помнить, что тексты для олимпиадных заданий могут выходить за рамки школьной программы (в этом, в частности, ее отличие от ЕГЭ).

Пособия, описывающие олимпиадный опыт

1. ^ Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе /

Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО (разные годы).

2. Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М.,

Просвещение, (разные годы)

3. Олимпиады. Литература / Сост. Е. Г. Чернышева, Л. А. Черниченко. М., Дрофа, 2012.

Список литературы для школьников и педагогов

1. Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. Л., 1988.

2. Анализ одного стихотворения / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2006.

4. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические

очерки о методике. Тула, 2000.

5. Гаспаров М. Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа.

http://www.durov.com/literature2/gasparov-97b.htm

6. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

7. Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., 1970.

8. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост. В.

И. Новиков, Е. А. Шкловский. М., 2001.

9. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.

10. Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения

http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/0398_Vnutrennij_mir_1968.pdf

11. Поэтический строй русской лирики / Ответ.ред. Г. М. Фридлендер. Л., 1973.

12. Русская новелла: Проблемы теории и истории / Под ред. В. М.Марковича и В. Шмида.

СПб., 1993.

13. Скафтымов А. П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического

рассмотрения в истории литературы (1923) // Скафтымов А. П. Поэтика

художественного произведения. М., 2007. С. 21 – 40.

14. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970.

Интернет-ресурсы

1. http: // lit. rusolymp.ru. - Информационный портал Всероссийской олимпиады.

2. http://lit.1september.ru ˗ Журнал «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок

литературы».

3. http://www.feb-web.ru ˗ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература

и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и на другие

полезные сетевые ресурсы).

4. В социальной сети «Фейсбук» действует группа https://www.facebook.com/groups/vseroslitra/ Материалы в ней регулярно обновляется,

также в группе можно вести дискуссии по всем вопросам, касающимся олимпиады.



Похожие:

Методические рекомендации по проведению школьного этапa всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году iconОтчет о проведении в 2010/2011 учебном году школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в мобу благовещенской сош
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников проводился в специально отведенных классах, согласно положению о проведении школьной...
Методические рекомендации по проведению школьного этапa всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году iconГрафик поведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в Чкаловском районе Нижегородской области в 2014-2015 учебном году
Всероссийской олимпиады школьников в Чкаловском районе Нижегородской области в 2014-2015 учебном году
Методические рекомендации по проведению школьного этапa всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году iconТребования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 2014-2015 гг
Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре начинается со школьного этапа. Участники олимпиады допускаются до всех...
Методические рекомендации по проведению школьного этапa всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году iconИтоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 учебном году

Методические рекомендации по проведению школьного этапa всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году iconПриложение №1 Требования к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии
Материалы для проведения школьного этапа Олимпиады включает в себя 1 комплект заданий: для обучающихся 6, 7-8, 9 классов
Методические рекомендации по проведению школьного этапa всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году iconСправка о результатах участия школьников мбоу сош №16 п. Тульского во втором (муниципальном) этапе всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 учебном году
Ся школы участвовали во втором туре предметных олимпиад по 13 предметам: географии, экологии, обществознанию, биологии, физике, русскому...
Методические рекомендации по проведению школьного этапa всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году iconСправка об итогах регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и заключительного этапа региональных олимпиад в 2009-2010 учебном году

Методические рекомендации по проведению школьного этапa всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году iconУчастников школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников

Методические рекомендации по проведению школьного этапa всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году iconДокументы
1. /Приказ о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.doc
Методические рекомендации по проведению школьного этапa всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году iconИнформация об участниках школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по географии в мбоу б. Терсенской средней общеобразовательной школы Уренского муниципального района Нижегородской области

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов