Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста icon

Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста




НазваниеЦель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста
Дата конвертации24.03.2015
Размер153.52 Kb.
ТипДокументы
источник

ШКОЛЬНЫЙ ТЕСТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ШТУР)

(разработан учеными НИИ ОПП РАЯ)

Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста.

Ход проведения. Учащимся зачитывается следующая инструкция: «Сейчас Вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить Ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от тех, что Вам приходится выполнять на уроках. Для выполнения заданий Вам понадобятся ручка и бланки, которые я Вам раздам. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание теста и на примерах объясняется способ его решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок». После того, как исследователь убеждается в том, что учащиеся подготовлены к работе с тестом, школьникам предлагается выполнить поочередно шесть наборов заданий (субтестов). Каждый субтест выполняется за ограниченный промежуток времени:

  1. Осведомленность 1 — 8 минут.

  2. Осведомленность II — 4 минуты.

  3. Аналогии — 10 минут.

  4. Классификации — 7 минут.

  5. Обобщения — 8 минут.

  6. Числовые ряды — 7 минут.

Перед выполнением учащимися каждого субтеста зачитывается описание и разбираются примеры очередного субтеста. Далее экспериментатор спрашивает: «Есть ли вопросы?» При их отсутствии дается указание начать выполнение заданий. По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, исследователь прерывает работу испытуемых и зачитывает инструкцию к следующему субтесту.

Фамилия, имя______________________________________

Класс____________________ Дата___________________

^ Наборы заданий субтестов.

Описание и примеры набора заданий № 1

В каждом из предложений не хватает одного слова. Из пяти приведенных слов вы должны подчеркнуть одно слово, которое правильно дополняет данное предложение (в примерах правильный ответ выделен другим шрифтом).

Примеры:

1) Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и ...

а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание; г) книга; д) писатель.

Правильный ответ — выделенное слово «жизнеописание».

2) Противоположным к слову «отрицательный» будет слово ...

а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положительный.

Правильный ответ — выделенное слово «положительный».

Набор заданий № 1

1. Начальные буквы имени и отчества называются ...

а) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма.

2. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада — это ...

а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.

3. Система взглядов на природу и общество есть ...

а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д) иллюзия.

4. Гуманный — это ...

а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный.

5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется ...

а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.

6. Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия» и ...

а) анархия; б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.

7. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется ...

а) резолюцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодексом; д) проектом.

8. Противоположностью понятия «лицемерный» будет ...
а) искренний; б) противоречивый; в) фальшивый; г) вежливый; д) решительный.

9. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о ...

а) компромиссе; б) общении; в) объединении; г) переговорах; д) противоречии

10. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему – это …

а) рациональность; б) пассивность; в) чуткость; г) противоречивость; д) черствость.

11. Начитанность, глубокие и широкие познания – это…

а) интеллигентность; б) опытность; в) эрудиция; г) талант; д) самомнение

12. Этика — это учение о ...

а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе; д) искусстве.

13. Противоположностью понятия «идентичный» будет...
а) тождественный; б) единственный; в) внушительный; г) различный; д) изолированный.

14. Цивилизация — это ...

а) формация; б) древность; в) производство; г) культура; д) общение.

15. Оппозиция — это...

а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д) решение.

16. Человек, который скептически относится к прогрессу, является...

а) демократом; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом; д) анархистом.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова «приоритет» и ...[

а) изобретение; б) идея; в) выбор; г) первенство; д) руководство.

18. Коалиция — это ...

а) конкуренция; б) политика; в) вражда; г) разрыв; д) объединение.

19. Одинаковыми по смыслу являются слова «альтруизм» и ...
а) человеколюбие; б) взаимоотношение; в) вежливость; г) эгоизм; д) нравственность.

20. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнивание в правах — это ...

а) закон; б) эмиграция; в) воззвание; г) действии; д) эмансипация.
^ Описание и примеры набора заданий № 2

К слову, находящемуся в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним, и подчеркнуть его. Примеры:

1) Век — а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс.

Правильный ответ — выделенное слово «столетие».

2) Прогноз — а) погода; б) донесение; в) предсказание; г) причина.

Правильный ответ — выделенное слово «предсказание».

Набор заданий № 2

1. Прогрессивный — а) интеллектуальный; б) передовой; в) ловкий; г) отсталый.

2. Аннулирование — а) подписание; б) отмена; в) сообщение; г) отсрочка.

3. Идеал — а) фантазия; б) будущее; в) мудрость; г) совершенство.

  1. Аргумент — а) довод; б) согласие; в) спор; г) фраза.

  2. Миф — а) древность; б) творчество; в) предание; г) наука.

  3. Аморальный — а) устойчивый; б) трудный; в) неприятный; г) безнравственный.

  4. Анализ — а) факты; б) разбор; в) критика; г) умение.

  5. Эталон — а) копия; 6) форма; в) основа; г) образец.

  6. Сферический — а) продолговатый; б) шаровидный; в) пустой; г) объемный.

10. Социальный — а) приятный; б) свободный; в) запланированный; г) общественный.

  1. Гравитация — а) притяжение; б) отталкивание; в) невесомость; г) подъем.

  2. Аграрный — а) местный; б) хозяйственный; в) земельный; г) крестьянский.

  3. Экспорт — а) продажа; б) товары; в) вывоз; г) торговля.

  4. Эффективный — а) необходимый; б) действенный; в) решительный; г) особый.

  5. Радикальный — а) коренной; б) ответный; в) последний; г) отсталый.

  6. Негативный — а) неудачный; б) ложный; в) отрицательный; г) неосторожный.

  7. Мораль — а) этика; б) развитие; в) способность; г) право.

  1. Модифицировать — а) работать; б) наблюдать; в) изучать; г) видоизменять.

  2. Субъективный — а) краткий; б) общественный; в) личный; г) скрытый.

20. Сентиментальный — а) поэтический; б) чувствительный; в) радостный; г) странный.

^ Описание и примеры набора заданий № 3

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово Вам следует найти и подчеркнуть.

Примеры: 1) Песня : композитор = Самолет :

а) аэропорт; б) полет; в) конструктор; г) горючее; д) истребитель.

Правильный ответ — выделенное слово «конструктор»,

2) Добро : зло = день :

а) солнце; б) ночь; в) неделя; г) среда; д) сутки. Правильный ответ — выделенное слово «ночь».

Набор заданий № 3

1. Глагол : спрягать = существительное :

а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять; д) писать.

2. Фигура: треугольник = состояние вещества:

а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода; д) молекула.

3. Тепло : жизнедеятельность = кислород:

а) газ; б) вода; в) растение; г) развитие; д) дыхание.

4. Роза : цветок = капиталисты :

а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитал; г) класс; д) фабрика.

5. Холодно : горячо = движение :

а) инерция; б) покой; в) молекула; г) воздух; д) взаимодействие.

6. Слагаемое : сумма = сомножители :

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) число.

7. Числительное : количество = глагол :

а) идти; б) действие; в) причастие; г) часть речи; д) спрягать.

8. Растение : стебель — клетка:

а) ядро; б) хромосома; в) белок; г) фермент; д) деление.

9. Молния: свет = явление тяготения :

а) камень; б) движение; в) сила тяжести; г) вес; д) Земля.

10. Стихотворение : поэзия = рассказ :

а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение; д) проза.

11. Север : юг = осадки :

а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха; д) климат.

12. Первобытнообщинный строй: рабовладельческий строй = рабовладельческий строй :

а) социализм; б) капитализм; в) рабовладельцы; г) государство; д) феодализм.

13. Горы : высота = климат :

а) рельеф; б) температура; в) природа; г) географическая широта; д) растительность.

14. Старт: финиш = пролог:

а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) действие; д) эпилог.

15. Война: смерть = частная собственность:

а) феодалы; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы; д) крепостные крестьяне.

16. Диаметр : радиус = окружность :

а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.

17. Колумб : путешественник = землетрясение :

а) первооткрыватель; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы; д) природное явление

18. Папоротник: спора = сосна:

а) шишка; б) иголка; в) растение; г) семя; д) ель.

19. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон :

а) ясная погода; б) циклон; в) климат; г) влажность; д) метеослужба.

20. Рабовладельцы : буржуа = рабы :

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладельцы; г) наемные рабочие; д) пленные.

21. Молоток: забивать = генератор :

а) соединять; б) производить; в) включать; г) изменять; д) нагревать.

22. Прямоугольник: плоскость = куб :

а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник; д) сторона.

23. Эпителий: ткань — аорта :

а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.

24. Богатство: бедность = крепостная зависимость:

а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность; д) феодальный строй.

25. Роман: глава = стихотворение :

а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм; д) жанр.
^ Описание и примеры набора заданий № 4

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть.

Пример:

а) тарелка; б) чашка; в) стол; г) кастрюля; д) чайник.

Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье слово — мебель. Поэтому оно выделено.

Следующий пример:

а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть; д) бежать.

Четыре слова обозначают состояние движения, а выделенное слово «сидеть» — состояние покоя.

Набор заданий № 4

  1. а) приставка; б) предлог; в) суффикс; г) окончание; д) корень.

  2. а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.

  3. а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.

  4. а) очерк; б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.

  5. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий; д) ремесленник.

  6. а) треугольник; б) отрезок; в) длина; г) квадрат; д) круг.

  7. а) пролог; б) кульминация; в) информация; г) развязка; д) эпилог.

  1. а) литература; б) наука; в) живопись; г) зодчество; д) художественное ремесло.

  2. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.

10. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказка; д) иносказание.

  1. а) пейзаж; б) мозаика; в) икона; г) фреска; д) кисть.

  1. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражительность; д) размножение.

  1. а) дождь; б) снег; в) осадки; г) иней; д) град,

  1. а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.

  2. а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство; д) деньги.

  1. а) Куба; б) Япония; в) Вьетнам; г) Великобритания; д) Исландия.

17. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ; д) повесть.

  1. а) барометр; б) флюгер; в) термометр; г) компас; д) азимут.

  2. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал; д) хлорофилл.

  3. а) длина; б) метр; в) масса; г) объем; д) скорость.


Описание и примеры набора заданий № 5

Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки для обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.

Примеры:

1) Ель — сосна.

Правильный ответ — «хвойные деревья». Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.

2) Дождь — град.

Правильный ответ — «осадки». Это слово и следует написать.

Набор заданий № 5

  1. Сказка — былина.

  2. Атом — молекула.

  3. Ботаника — зоология.

  1. Мозаика — икона.

  2. Азия — Африка.

  3. Ампер — вольт.

  4. Сердце — артерия.

  5. Копенгаген — Манагуа.

  6. Феодализм — капитализм.

  1. Стойкость — мужество.

  2. Канал — плотина.

  3. Сумма — произведение.

  4. Жиры — белки.

  5. Облачность — осадки.

  6. Газ — жидкость.

  7. Наука — искусство.

  8. Цунами — ураган.

  9. Классицизм — реализм.

  10. Иносказание — описание.


Описание и примеры набора заданий № 6

В предлагаемых рядах чисел Вам надо определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда Вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.

^ Первый пример: 2 4 6 8 ...

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следует написать 10, которое и будет следующим числом.

Второй пример: 9 7 10 8 11 9 12 ...

В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10. Его и нужно написать.

Набор заданий № б

1) 6 9 12 15 18 21 ...

  1. 9 1 7 1 5 1 ...

  2. 2 3 5 6 8 9 ...

  3. 10 12 9 11 8 10 ...

  4. 1 3 6 8 16 18 ...

  5. 3 4 6 9 13 18 ...

  6. 15 13 16 12 17 11 ...

  7. 1 2 4 8 16 32 ...

9) 1 2 5 10 17 26 .,.

10) 1 4 9 16 25 36 ...
11) 1 2 6 15 31 56...

  1. 31 24 18 13 9 6 ...

  2. 174 171 57 54 18 15 ...

  3. 54 19 18 14 6 9 ...

  4. 301 294 49 44 11 8 ...


Обработка полученных результатов. Индивидуальные показатели по каждому субтесту (за исключением № 5) определяются путем подсчета количества верно выполненных заданий. Правильные ответы следующие:

№ 1

№2

№3

№ 4

№6

16

16

1г 20г



1) 24



26

2а 21б



2) 3

Зв

Зг

Зд 22а



3) 11

46



4г 23в



4) 7





56 24б



5) 36

бв



6в 25в



6) 24



76

76



7) 18









8) 64



96





9) 37

106

10г

10д

10г

10) 49

11в

11а

11г

11д

11) 92

126

12в

12д

12а

12) 4

13г

13в

136

13в

13) 5

14г

146

14д

14б

14) 2

15а

15а

15в

15г

15) 4

16в

16в

16а

16в




17г

17а

17д

17а




18д

18г

18г

18д




19а

19в

19а

19г




20д

206




20б




Результаты выполнения субтеста № 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2, 1 и 0 баллами. Оценку 2 балла получают обобщения, аналогичные приведенным ниже:

  1. Устное народное творчество.

  2. Мельчайшие частицы вещества; состав вещества; составные части вещества.

  3. Биология; наука о живой природе.

  4. Изобразительное искусство; произведение изобразительного искусства.

  5. Части света.

  6. Электрические единицы измерения.

  7. Органы кровообращения; кровообращение.

  8. Столицы.

  9. Общественный строй; строй; социально-экономическая формация.

  1. Положительные черты характера.

  2. Искусственные водные сооружения; водные сооружения.

  3. Результаты математических действий.

  4. Органические вещества.

  1. Атмосферные явления; климатические (погодные) явления.

  1. Агрегатные состояния вещества; состояние вещества.

  2. Культура.

  3. Стихийное бедствие.

  4. Направление в искусстве; художественный стиль.

  5. Литературные приемы.

Более широкие по сравнению с приведенными обобщения оцениваются в 1 балл. Нулевую оценку получают неправильные ответы.

Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий. Групповыми показателями могут служить значения среднего арифметического.



Похожие:

Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста iconМесто проведения: спортивный зал. Оборудование
Цель: углубление знаний Правил дорожного движения, развитие навыков распознавания знаков дорожного движения, развитие творческих...
Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста iconСценарий новогоднего праздника для учащихся 8-11 классов
Цель: организация деятельности учащихся во внеурочное время, развитие творчества, креатизма, самостоятельности, ответственности;...
Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста iconОрганизация работы научного общества учащихся в условиях перехода на фгос II поколения
Стратегическая цель образования в России ориентирована на развитие творческих способностей учащихся, самостоятельности, инициативы,...
Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста icon"Особенности подросткового возраста"
Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего...
Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста iconПоказательные уравнения
...
Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста iconПовторение темы "глагол"
Цель: развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе глубокого овладения лексическими и грамматическими нормами русского...
Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста iconСоциально-экономическое развитие России в XVII в
Цель: познакомить учащихся с уровнем развития хозяйства и торговли, дать представление о сословной структуре российского общества...
Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста iconЗакрепление основных видов движений при физкультурно-оздоровительной деятельности на улице
Ение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку,...
Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста iconКвн в 9 классах
Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся; привитие навыков самостоятельного поиска закономерностей, пробуждение...
Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста iconНазвание работы
«Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста» (комплект материалов). «Вода, песок, глина»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов