Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав icon

Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав




НазваниеЕ. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав
Дата конвертации29.05.2015
Размер373.25 Kb.
ТипПротокол
источник

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования

Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Новоуренгойский многопрофильный колледж»


РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА




УТВЕРЖДЕНА

на заседании предметной (цикловой) комиссии




на заседании научно-методического совета

педагогики, психологии и частных методик




Протокол №___

от «___» _____________201__ г.

Председатель П(Ц)К




Председатель НМС

________________Е.В. Черноштан




_______________ О.А. Шагеева
















Зав.кафедрой СГП







_______________ Л.А. Прудникова


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по МДК 03.01Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах ( раздел 1 и 2)

(наименование дисциплины)

для специальности 050144 Дошкольное образование

(код и название специальности, профессии)

форма обучения очная


Всего учебных занятий,




115

(в академических часах)







в том числе:







аудиторных, из них:




76

лекций




36

практических




40

самостоятельных




39

Отчетность







Экзамен







Зачет







Дифференцированный зачет








г. Новый Уренгой 2013 г.
Рабочая учебная программа составлена на основании ФГОС СПО, учебного плана специальности ^ 050144 Дошкольное образование, и программы междисциплинарного курса «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах рекомендованной Экспертным советом Федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования» заключение №6 от 17 мая 2011 года: организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало–Ненецкого автономного округа «Новоуренгойский многопрофильный колледж», разработчик – Черноштан Е.В., преподаватель первой квалификационной категории

Составитель рабочей программы

Преподаватель психолого-педагогических дисциплин Черноштан Е.В (должность) (подпись) (Фамилия И.О.)


  1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ

междисциплинарного курса

1.1.Область применения рабочей программы

Рабочая программа междисциплинарного курса является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050144 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности:

Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и соответствующих профессиональных компетенций:

ПК 3.1. Определять цели, задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт планирования, организации и проведения занятий с детьми дошкольного возраста на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.5. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.

Рабочая программа междисциплинарного курса может быть использована при переподготовке, повышении профессиональной квалификации и профессиональной подготовке воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
^ 1.2. Цели и задачи междисциплинарного курса – требования к результатам освоения курса

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения междисциплинарного курса должен: иметь практический опыт:

- определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;

- составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;

- организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;

- проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- составления психолого-педагогической характеристики ребенка;

наблюдения, анализа и самоанализа, обсуждения различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах, разработки предложений по их коррекции;

- оформления документации;

уметь

- определять цели и задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;

- оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;

- использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;

- отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;

- осуществлять анализ и самоанализ, самоконтроль при проведении занятия, наблюдения, экскурсии;

знать:

- основы организации обучения дошкольников;

- особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

- структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;

- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;

- требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;

- диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;

- требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;

-виды документации, требования к ее оформлению;

^ 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы МДК ( разделы 1и 2):

максимальной учебной нагрузки обучающегося: 115 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося: ^ 76 часов

самостоятельной работы обучающегося: 39 часов

2. результаты освоения междисциплинарного курса

Результатом освоения междисциплинарного курса является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, в том числе профессиональными и общими компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1

Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2

Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4

Анализировать занятия.

ПК 3.5

Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1

Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2

Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

П.К 5.5

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4


Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм.

3. СТРУКТУРА и содержание междисциплинарного курса

3.1. Тематический план междисциплинарного курса: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. Учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

























ПК 3.1-3.5; 5.1 – 5.5

МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах.

























ПК 3.1-3.5; 5.1, 5.3, 5.4

Раздел 1. Теория и методика организации обучения детей дошкольного возраста.

54

36

20




18




6

14

ПК 3.1-3.5; 5.1-5.5

Раздел 2. Особенности организации обучения одаренных детей и детей, имеющих трудности в обучении.

61

40

20




21




6

10

ПК 3.1-3.4; 5.3, 5.5

Раздел 3 Методика использования ТСО в работе с дошкольниками

























ПК 3.1 – 3.5; 5.1

Раздел 4 Практикум по развитию музыкальных способностей




























Производственная практика по профилю специальности













Всего:

115

76

40




39




12

24

3.2. Содержание обучения по междисциплинарному курсу


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования










МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах.





115




Раздел 1. Теория и методика организации обучения детей дошкольного возраста.




54




Тема 1.1. Возникновение и развитие дошкольной дидактики


Содержание







Инструктивный обзор программы междисциплинарного курса и знакомство студентов с основными требованиями и условиями к освоению профессиональных компетенций.

Теоретические основы дидактики. Понятие дидактика, дошкольная дидактика.

Развитие идей дошкольной дидактики в трудах ученых прошлого и современности.

Основы организации обучения дошкольников.

Дидактические принципы обучения

Составление таблицы (принцип, расшифровка, пример)

2


1,2


Тема 1.2 Формирование основ учебной деятельности в дошкольном возрасте



Содержание







Учебная деятельность дошкольников.

Особенности познавательных психических процессов детей дошкольного возраста

Понятие «учебная деятельность»

Особенности учебно-познавательной деятельности дошкольников, проектная деятельность.

Значение формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте.

Уровни учебной деятельности.

Структура учебной деятельности

2

1,2

Тема 1.3 Модели и типы современного обучения

Содержание







Типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

Учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированная модели обучения

2

1,2


Тема 1.4. Методы и приемы, средства организации обучения

Содержание







Теоретические основы использования методов и приемов организации обучения

Понятие о методах и приемах, средствах обучения

Факторы, определяющие выбор методов, приемов, средств обучения.

Классификация методов и приемов обучения.

1

1,2

^ Практическое занятие

Презентация группы методов и средств обучения (работа в подгруппах):

Наглядные, словесные, практические, игровые методы и приемы, разнообразие средств обучения.

Возможности методов и средств, специфика их использования (требования)

2

2

Тема 1.5. Формы организации обучения

Содержание







Организационные формы обучения.

Особенности, возможности и специфика организации индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формы обучения. Учет психологических особенностей детей.

1

1,2

Обучение детей вне занятий.

1

1,2

Экскурсия как форма обучения

Возможности и содержание экскурсий.

Педагогические и гигиенические требования при проведении экскурсии.

Особенности планирования, структурные компоненты экскурсий: подготовительный этап, ход экскурсии, послеэкскурсионная работа.

1

1,2

Тема 1.6. Особенности обучения детей на разных возрастных этапах.



Содержание







1.Особенности обучения детей раннего возраста

Задачи обучения.

Специфика организации образовательной работы.

Формы и средства организации, ведущие методы и приемы обучения.

1

1,2

2.Особенности обучения детей младшего и среднего возраста

Задачи обучения.

Специфика организации образовательной работы.

Формы и средства организации, ведущие методы и приемы обучения.

1

12

3.Особенности обучения детей в период подготовки к школе.

Задачи обучения. Диагностика готовности детей к школе.

Специфика организации образовательной работы.

Формы и средства организации воспитательно-образовательной работы с детьми при подготовки к школе. Ведущие методы и приемы обучения.

1


1,2

Практические занятия:

1.Просмотр видео роликов с занятиями для детей раннего возраста.

Самостоятельное моделирование занятий для детей раннего возраста, отработка в деловой игре.

2

2

2.Просмотр видео роликов с занятиями для детей младшего и среднего возраста.

Самостоятельное моделирование занятий для детей младшего и среднего возраста, отработка в деловой игре.

2


2




3.Обсуждение способов проведения и результатов диагностики готовности детей к школе.

Просмотр видео роликов с занятиями для детей в период подготовки к школе.

Самостоятельное моделирование занятий для детей в период подготовки к школе, отработка в деловой игре.

4

2

Тема 1.7 Особенности наблюдения, анализа и самоанализа проведения различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах.

Содержание







Наблюдение и анализ проведения занятий в разных возрастных группах

1

1,2

Практическое занятие

Составление схемы наблюдения, анализа, самоанализа занятий, экскурсии.

2

3


Тема 1.8 Особенности проведения диагностики и оценки результатов обучения дошкольников на занятиях

Содержание







Диагностика результатов обучения дошкольников

Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников.

Отбор средств определения результатов обучения,

Требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка.

1

1,2

Практическое занятие

Составление диагностических карт оценки уровня обученности детей в разных возрастных группах, работа с программой воспитания и обучения в ДОУ, вариантами готовых диагностических карт.



4

2

Тема 1.9 Выбор форм, методов, средств обучения в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и педагога.

Содержание







Виды документации, требования к ее оформлению.

Разработка проектов занятий:

интегрированного фронтального занятия,

опосредованного подгруппового или индивидуального занятия;

проблемного группового или подгруппового занятия,

игры-путешествия или викторины, на основании изучения уровня развития детей, индивидуальных особенностей и интересов

Использование разнообразных методов и средств организации деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами, выбранным типом занятия и формой организации обучения.


1

1
2

Практическое занятие

Отработка занятий по разработанным конспектам на аудитории сокурсников, анализ, коррекция.

(Просмотр и анализ различных видов и форм организации занятий).


4


2



Ссамостоятельная работа студентов

-Принципы организации обучения: особенности принципов, методика их использования.

- Учебно-демократическая и личностно-ориентированная модели обучения.

- Наглядные, словесные, практические, игровые методы и приемы: возможности метода, специфика использования (работа в подгруппах).

- Обоснование выбора методов и приемов обучения с учетом особенности развития памяти, мышления и речи, дошкольников на разных возрастных этапах.

- Методическое обеспечение образовательной деятельности (занятий) для разных возрастных групп.

- Самая интересная экскурсия в моей жизни.

- Особенности обучения детей раннего возраста на современном этапе.

- Современные технологии и методики подготовки детей к школе.

- Проектирование занятий: интегрированного фронтального занятия, опосредованного подгруппового или индивидуального занятия; проблемного группового или подгруппового занятия,

игры-путешествия или викторины для детей в своей возрастной группе, исходя из их уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов.

- Совершенствование педагогической деятельности воспитателя.

18

3

Учебная практика

Виды практики:

Практика наблюдений

- Проведение диагностики уровня обученности детей в разных возрастных группах, интерпретация результатов диагностики.

- Диагностика познавательных интересов и активности у детей разных возрастных групп (4-5 чел.) в процессе занятий и свободной деятельности (указать имя, возраст, собственная познавательная деятельность, стимулируемая педагогом, взаимосвязь и противоречия, выводы.)

- Анализ организации предметно-развивающей среды в группе на практике.

- Наблюдение и анализ учебно-познавательной деятельности в ДОУ в течении дня (выявление используемых воспитателем типов и видов учебной деятельности, организация работы на занятиях и вне занятий)

- Проведение диагностики уровня специальной готовности ребенка к школе. Оценить результаты. Составление психолого-педагогической характеристики ребенка.

- Диагностика уровня развития и индивидуальных особенностей воспитанников группы.

Практика пробных занятий

- Разработка конспектов и проведение интегрированного фронтального занятия, опосредованного подгруппового или индивидуального занятия; проблемного группового или подгруппового занятия, игры-путешествия или викторины по разработанным конспектам с детьми ДОУ (в семье).

3

1,2

Производственная практика

Виды практики

Летняя практика

- Планирование образовательной деятельности с детьми летом.

- Разработка конспектов и проведение образовательной деятельности с дошкольниками летом с учетом особенностей их развития, способностей, интересов.

- Обсуждение проведенных занятий с воспитателями, методистом, с сокурсниками, разработка предложений по их коррекции.

- Оформление отчетной документации.

Преддипломная практика

- Планирование образовательной деятельности с детьми весной.

- Организация и проведение образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с поставленными целями и задачами, учетом особенностей развития, интересов и способностей детей.

- Оформление отчетной документации

14

2,3

Раздел 2. Особенности организации обучения одаренных детей и детей, имеющих трудности в обучении.




61




Тема 2.1. Особенности организации обучения одаренных детей

Содержание







Одаренные дети. Характеристика одаренности. Способы выявления одаренных детей.

Особенности работы с одаренными детьми.

10



1,2



Практическое занятие







Составление программы работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка.

10

2

Тема 2.2. Особенности организации обучения детей, имеющих трудности в обучении

Содержание







Выявление детей, имеющих трудности в обучении.

Причины появления трудностей в обучении у дошкольников.

Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении.

10



1,2



Практическое занятие







Составление программ коррекционной работы с детьми.

10

2

Самостоятельная работа студентов

Показатели развития детей.

Группы развития детей.

Методы работы с детьми одаренными и имеющими трудности в обучении.

Средства обучения и составление проектов развивающей работы с одаренными детьми.

Средств обучения и составление проектов коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении.


21


3

Учебная практика

Виды практики:

Практика наблюдений

Наблюдение за работой воспитателя с целью определения дифференцированного подхода в работе с одаренными детьми и детьми, имеющими трудности в обучении.

Диагностика уровня развития детей.

Практика пробных занятий

Проведение развивающей работы с одаренным ребенком.

Проведение коррекционной работы с ребенком, имеющим трудности в обучении.

Диагностика уровня развития детей.

3

1,2

Производственная практика:

Виды практики:

Проведение развивающей работы с одаренным ребенком.

Проведение коррекционной работы с ребенком, имеющим трудности в обучении.

Диагностика уровня развития детей.

Проведение занятий разных видов (комплексные, интегрированные, инвариантные) с использованием разных типов обучения (прямого, опосредованного, проблемного), использование разнообразных методов и средств организации деятельности в соответствии с программой, поставленными целями и задачами, выбранным типом занятия и формой организации обучения.

Обсуждение проведенных занятий с воспитателями, методистом, с сокурсниками, разработка предложений по их коррекции.

- Оформление отчетной документации, устного отчета-самоанализа по итогам практики с использованием средств ТСО.


10

2,3

^

 условия реализации междисциплинарного курса



4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы междисциплинарного курса «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» предполагает наличие учебных кабинетов «педагогики и психологии»; «теоретических и методических основ дошкольного образования»; лаборатории информатики и информационно-коммуникационных технологий, лаборатории ТСО; кабинетов музыки и актового зала; возможности выхода в ДОУ.

Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:

- комплект нормативно-правовой документации;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия;

- электронные носители;

- медиатека (диски с компьютерными программами обучения дошкольников, фильмы и презентации по проблемам обучения дошкольников);

- библиографический перечень по модулю.

Реализация междисциплинарного курса предполагает обязательную производственную практику.
^

4.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Баренбойм Л.А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. – М., Музыка 1990 – 236 с.

  2. Бережнова Л.Р. Работа с дошкольниками по программам развивающего обучения – М: Аркти, 2010 – 186 с.

  3. Гонев А.Д., Лифинцева И.И. Основы коррекционной педагогики. – М.: 2004. – 344 с.

  4. Закон «Об образовании» Российской Федерации.

  5. Защита прав ребенка. Сборник нормативных документов. – М: Перспектива, 2011 – 84 с.

  6. Козлова С. А., Куликова Т.А.   Дошкольная педагогика - М.: Academia, 2009. – 432 с.

  7. Лаптев И. Оркестр в классе. Песни и пьесы в переложении для оркестра детских музыкальных инструментов Выпуск 3. М., Музыка, 1994 – 124 с.

  8. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой. – М; 2010 – 304 с.

  9. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. Учебное пособие. – М., 1998. – 285 с.

  10. Радынова О.П., Музыкальное развитие детей. – М., 1997. -216 с.

  11. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… творческое музицирование, импровизация и законы бытия. УРСС, Москва, 2003. – 260 с.

  12. Школа игры на фортепиано. Под общей редакцией Николаева А. – М., Музыка., 2010. – 187 с.

Дополнительные источники:

  1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий во 2 младшей группе (средней, старшей, подготовительной) детского сада – Воронеж: Педагогика нового времени, 2009 - 215 с.
  2. Бондаренко Т.М. "Комплексные занятия в первой младшей группе (второй младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группе) детского сада – Воронеж: Педагогика нового времени, 2009 – 178 с.


  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2008-2010. – 152 с.

  4. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия в ДОУ (компакт-диск) выпуск 1,2,3 – Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Микляева Н.В. Занятия в детском саду «Что» и «Как» - М.: Перспектива, 2010 – 104 с.

  6. Обучение с увлечением/ Сост. Соколов А.П. – М.: Издательство В.Н.Зайцева, 2006. – 20 с.

  7. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной – М.: Мозаика – Синтез, 2009-2010. – 178 с.

  8. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет/ Сост. Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009 – 191 с.

  9. Работа с дошкольниками по программам развивающего обучения: Методическое пособие / Сост. Л.Р. Бережнова. – М: Аркти, 2010. – 80 с.

  10. Развивающие занятия с детьми 2 - 3 лет /под ред. Л.А. Парамоновой – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 – 203 с.

  11. Развивающие занятия с детьми 5 – 6 лет /под ред. Л.А. Парамоновой – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 – 254 с.

  12. Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет /под ред. Л.А. Парамоновой – М.: ОЛМА Медиа Групп 2008 – 196 с.

  13. Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е. Перушина И.М. Тропинка к своему Я – М: Генезис, 2010 – 175 с.

  14. Сайт для работников дошкольного образования. http://www.ivalex.vistcom.ru/metod6-3.htm

  15. www.allmusic.com - главная музыкальная интернет-энциклопедия;

  16. http://www.edu.ru

  17. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru


^

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса


При организации работы междисциплинарного курса необходимо учитывать общие дидактические принципы обучения: систематичности и последовательности, наглядности, достаточного уровня сложности, учет индивидуальных особенностей обучающихся и группы в целом, концентричности, принцип осознания процесса обучения;

Использовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с обучающимися;

Активизировать познавательную и практическую деятельность учащихся,

Занятия проводить в традиционной и вариативных формах с применением методов проблемного обучения, поисковой деятельности, использовать фронтальную, подгрупповую и индивидуальную формы работы, разнообразие средств обучения: магнитофон, проектор, DVD проигрыватель, телевизор, компьютер.

При выполнении заданий на учебной практике студентам потребуется методическая, консультационная помощь.

При подготовке к изучению данного МДК необходимо повторить темы психологии «Психическое развитие и обучение», «Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте», и педагогики: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста».

Предшествовать освоению данного профессионального модуля должны следующие дисциплины: ОП. 04 Теоретические основы дошкольного образования. Данный МДК является основой и должен предшествовать освоению частных методик.
^

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса


Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего педагогического образования, соответствующего профилю модуля «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» и специальности «Дошкольное образование».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Педагогика»; «Психология»; «Психология общения»; «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах».
^ 5. Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса


Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

^ Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Имеет практический опыт:

-определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений



- определяет цели и задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;

- оценивает задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели

Конспект занятий на педагогической практике. Оценка формулировки целей, соответствия задач, поставленным целям, соответствия плана поставленным целям и задачам

- составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников


- составляет конспекты занятий с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников

Конспект занятий с последующей апробацией на педагогической практике Оценка разработанных конспектов занятий

- организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы


- использует разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях


Групповые и индивидуальные занятия по различным разделам программы

на практическом занятии, на практике Экспертная оценка организации и проведения

- проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей


- отбирает средства определения результатов обучения, интерпретирует результаты диагностики


Занятия с детьми в период педагогической практики Оценка проведение диагностики и интерпретации результатов обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей,

-составления психолого-педагогической характеристики ребенка


- составляет психолого-педагогическую характеристику ребенка

Оценка варианта психолого-педагогической характеристики ребенка, составленной студентом

- наблюдения, анализа и самоанализа, обсуждения различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах, разработки предложений по их коррекции


-осуществляет анализ и самоанализ, самоконтроль при проведении занятия, наблюдения, экскурсии


Оценка результатов исследования достижений, трудностей и проблем обучения у детей;

- оценка результатов исследования достижений, трудностей в организации процесса обучения в собственной работе и работе воспитателя.

- оценка предложений по коррекции организации и проведения занятий.

- оформления документации


- оформляет документацию

Экспертная оценка документации.



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

^ Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии через:

- участие в исследовательской деятельности;

-участие в студенческих научно-практических конференциях;

- участие в социально-проектной деятельности;

- портфолио студента

Наблюдение;

мониторинг, оценка содержания портфолио студента

Организовывает собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество.

- выбор и применение разнообразных методов и способов решения профессиональных задач в обучении дошкольника

- определение достижений и неудач собственной профессиональной деятельности

Экспертная оценка деятельности студента на практике и учебных занятиях в процессе освоения модуля.


Оценивает риски и принимает решения в нестандартных ситуациях

- выбор педагогически целесообразного решения в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональной деятельности:


Практические работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций, деловая игра.

Осуществляет поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- самостоятельная работа с текстами, в том числе и электронными

- получение необходимой информации, используя различные источники, в том числе компьютерные программы и Интернет-ресурсов

Сообщения, доклады, защита

рефератов, курсовая работа

Использует информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- осуществление фиксации информации, обработка и информационный обмен (передачу, распространение, раскрытие) в информационной сети компьютера, телефона.

- использование фото и видеосъемки для фиксации процесса и результатов собственной работы с детьми.

Оценка способов передачи, распространения, раскрытия информации. Использование электронных носителей и почты.

Работает в коллективе и команде, взаимодействует с руководством, коллегами и социальными партнерами.

- участие в студенческом самоуправлении с целью проведения организационной работы по взаимодействию колледжа с сотрудника

- организация и привлечение к участию родителей в спортивно- и культурно-массовых мероприятиях

Портфолио

Рейтинговая оценка

Ставит цели, мотивирует деятельность воспитанников, организовывает и контролирует их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

--свободное владение методами переключения внимания с одного вида деятельности на другой, завершая последний;

- четкое обозначение и аргументация целей обучения,

-применение различных приемов вовлечения детей в процесс обучения,

- использование разных способов посадки детей,

- использование разнообразных методов и приемов объяснения материала в соответствии с поставленными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей,

- использование разнообразных способов активизации самостоятельной умственной и практической деятельности детей в процессе обучения,

- использование разнообразных приемов индивидуальной помощи детям,

- использование разнообразных способов контроля качества деятельности детей в процессе обучения

- владение разными способами оценки деятельности детей, соответствие оценки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка,

- обоснование зависимости качества обученности и работы детей от качества образования и работы воспитателя.

Экспертная оценка деятельности студента на практике и учебных занятиях в процессе освоения модуля.


Самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации

- обоснованные выводы и рекомендации совершенствования собственной педагогической деятельности по итогам анализа результатов педагогического процесса

- выстраивание программы личностного роста;


Экспертная оценка программы личностного роста, портфолио студента.

Осуществляет профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

- владение технологиями развивающего и традиционного обучения,

- согласованность целей, задач, методов, приемов, форм организации обучения с выбранной технологией и программой обучения детей


Экспертная оценка деятельности студента на практике и учебных занятиях в процессе освоения модуля.


Осуществляет профилактику травматизма, обеспечивает охрану жизни и здоровья детей.

соблюдение правил техники безопасности и внутреннего распорядка при проведении различных видов деятельности и общения детей;

- Текущий контроль за соблюдением правил техники безопасности и осуществлением профилактики травматизма.

Строит профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм.

соблюдение Конвенции по правам ребенка (уважение личности, соблюдение и защита прав ребенка, признание детства как особой субкультуры и.т.д)

построение взаимоотношений между субъектами образовательного процесса на основе личностного подхода и принципа толерантности.

- Экспертная оценка на производственной практике соблюдения правовых норм субъектов образовательного процесса на основе личностного подхода и принципа толерантности.


Разработчики: Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ямало – Ненецкого автономного округа «Новоуренгойский многопрофильный колледж»

Преподаватель : Черноштан Елена Владимировна, к.п.н.,



*




Похожие:

Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconЕ. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав

Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconЕ. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав

Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconЕ. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» разработана в соответствии с
Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconЕ. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав
Мдк 02. 02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников
Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconЕ. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав
Мдк 02. 06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconЕ. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав
Мдк 02. 01Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconО. А. Шагеева Зав

Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconО. А. Шагеева Зав

Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconФ. Я. Есенакаева О. А. Шагеева Зав

Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconЛ. А. Северьянова О. А. Шагеева Зав

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов