Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав icon

Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав




НазваниеЕ. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав
Дата конвертации29.05.2015
Размер187.34 Kb.
ТипПротокол
источник


Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования

Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Новоуренгойский многопрофильный колледж»


РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА




УТВЕРЖДЕНА

на заседании предметной (цикловой) комиссии




на заседании научно-методического совета

педагогики, психологии и частных методик




Протокол №___

от «___» _____________201__ г.

Председатель П(Ц)К




Председатель НМС

________________Е.В. Черноштан




_______________ О.А. Шагеева
















Зав. кафедрой СГП







_______________ Л.А.Прудникова


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения

(наименование дисциплины)

для специальностей 050144 Дошкольное образование

050146 «Преподавание в начальных классах»

(код и название специальности)

форма обучения очная



^ Всего учебных занятий,




72

(в академических часах)







в том числе:







аудиторных, из них:




48

лекций




24

лабораторных







практических




24

семинарских







самостоятельных




24

Отчетность







Курсовой проект (работа)







Зачет




III семестр

Экзамен








г. Новый Уренгой 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
  1. ^

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6
  1. ^

    условия реализации программы учебной дисциплины


11
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


13



Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» разработана в соответствии с:

- Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальностям: 050144 Дошкольное образование, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «05» ноября 2009 г. № 530; 050146 Преподавание в начальных классах, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «05» ноября 2009 г. № 535.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойский многопрофильный колледж»



Составитель:

- Назарова Е.Н., педагог-психолог Государственное бюджетное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойский многопрофильный колледж»

паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО и предназначена для изучения «Психология общения» в пределах основной профессиональной образовательной программы 050144 «Дошкольное образование», 050146 «Преподавание в начальных классах».
^ 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Психология общения» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл. «Психология общения» представляет одну из отраслей психологического знания.

«Психология общения» дополняет и углубляет психолого-педагогические знания студентов.
^ 1.3. Задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • совершенствования собственной профессиональной деятельности; культуры общения и взаимодействия;

  • решения практических проблем, возникающих в профессиональной деятельности;

  • осуществления конструктивного взаимодействия с детьми, коллегами, родителями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • психологические особенности общения;

  • основы организации эффективной коммуникации;

  • -взаимосвязь общения и деятельности;

  • -цели, функции, виды и уровни общения;

  • -виды социальных взаимодействий;

  • -роли и ролевые ожидания в общении;;

  • -техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

  • -этические принципы общения;

  • - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

  • механизмы взаимопонимания в общении

Учебная дисциплина позволяет сформировать следующие профессиональные и общие компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач. Профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.


^ 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов,

в том числе: теоретические занятия – 24 часа,

практические занятия- 24 часа,

самостоятельной работы обучающегося – 24 часа.

^ 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе: теория

24

практические занятия

24

^ Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме недифференцированного зачета


^

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»


^ Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

^ Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Теоретические основы общения




48





Тема 1.1.

Характеристика

процесса общения

Содержание учебного материала







1

2.

3

4.

Инструктивный обзор программы учебной дисциплины и знакомство студентов с основными требованиями и условиями к освоению профессиональных компетенций.

Понятие, значение, структура человеческого общения

Цели, виды, функции и уровни общения

Взаимосвязь общения и деятельности

4

1,2


1.
2.


^ Практические занятия.

Психологический практикум «Общение как фактор развития личности» в форме психологического исследования №1

Решение тестовых заданий по теме «Характеристика процесса общения»

2

2




1.

2.

3.

Самостоятельная работа обучающихся.

Познакомиться с рекомендованной литературой по дисциплине.

Составить глоссарий по теме.

Ответить на вопросы для самоконтроля по теме.


3

3

Тема 1.2.

Коммуникативная сторона общения.

Содержание учебного материала







1.

2.

3.

4.


Понятие общения как обмена информацией.

Специфика человеческой коммуникации.

Вербальные и невербальные средства общения

Механизмы воздействия в процессе коммуникаций.

4

1,2


1.

2.

3.

4.

Практические занятия:

Техника «Шапка вопросов» по теме.

Ведение беседы, убеждения.

Язык телодвижений в общении.

Контрольная работа №1


4

2


1.

2.

3.

4.

Самостоятельная работа обучающихся.

Ответить на вопросы для самоконтроля по теме.

Составить кроссворд по теме «Коммуникативная сторона общения».

Подготовка к контрольной работе.

Подготовить рисунки на тему: «Язык телодвижений»


4

3

Тема 1.3.

Перцептивная сторона общения общение




Содержание учебного материала.



4


1,2

1.

2.

3.

4.


Понятие общения как восприятия и понимания людьми друг друга.

Механизмы восприятия человека человеком.

Эффекты восприятия в процессе общения.

Каузальная атрибуция в общении.



1.

2.

3.


Практические занятия.



3



2


Упражнения на анализ ситуаций взаимопонимания, упражнение «Два стула»

Упражнения на саморегуляцию психического состояния.

Выполнение тестовых заданий по теме «Перцептивная сторона общения»





Самостоятельная работа обучающихся.







1.

2.

3.

4.




Подготовить сообщения по темам.

Ответить на вопросы для самоконтроля по теме.

Ответить на вопросы для самоконтроля по теме.

Ответить на вопросы для самоконтроля по теме.


4

3


^ Тема 1.4.Интерактивная сторона общения

.





Содержание учебного материала







1.

2.

3.

4.
5.

Понятие общения как межличностного взаимодействия.

Социальный контроль и социальные нормы

Система взаимодействия Э. Берна.

Источники возникновения, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Стили реагирования в конфликтных ситуациях

5

1,2




Практические занятия.

6

2

1.

2.

3.
4.

5.
6.

Заполнение таблицы «Роли и ролевые ожидания в общении»

Заполнение таблицы «Виды конфликтов»

Тренинг навыков конструктивного взаимодействия: «я – ты» концепция, навыки активного слушания.

Навыки активного слушания, уверенного поведения

Психологический практикум «Самоконтроль в общении. Конфликтная ли вы личность?»

Решение проверочных заданий по теме : «Интерактивная сторона общения»




Самостоятельная работа обучающихся.








1.

2.

3.

4.

5.



Продолжить заполнение таблицы

Продолжить заполнение таблицы

Подготовить портрет уверенного и неуверенного человека (рисунок, сочинение)

Ответить на вопросы для самоконтроля по теме.

Самостоятельное изучение темы: «Установление взаимопонимания между общающимися»


5

2,3

Раздел 2.

Педагогическое общение







24




Тема 2.1.

Теоретические основы педагогического общения.


Содержание учебного материала







1.
2

3

4


Сущность педагогического общения. Основные принципы, правила и этапы педагогического общения.

Модели и стили педагогического общения.

Барьеры педагогического общения.

Преодоление барьеров


4

1,2

Практические занятия







1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Составление опорного конспекта.

Достоинства и недостатки разных стилей педагогического общения.

Сделать сравнительный анализ моделей и стилей педагогического общения.

Психологический практикум

Уровни общения педагога и учащихся

Уровни общения педагога и учащихся

Анализ и решение ситуаций в педагогическом общении

Разработка кодекса педагогического общения


8


2




^ Самостоятельная работа обучающихся.







1.

2
3

4

5.

6

.

Ответить на вопросы для самоконтроля по теме.

Подобрать примеры из литературы, кинофильмов, мультфильмов – ситуации проявления разных стилей общения.

Ответить на вопросы для самоконтроля по теме.

Выполнение психологического практикума

Заполнить таблицу «Уровни общения»

Ответить на вопросы для самоконтроля по теме.


6

3

Тема 2.2.

Этика педагогического общения.



Содержание учебного материала

2

1,2

1.

2.



Этические принципы педагогического общения.

Этическая защита в педагогическом общении.


^ Практические занятия







Контрольная работа №2

Моделирование ситуаций профессионального общения в деловой игре.


2

2,3




^ Самостоятельная работа обучающихся.











1.Разработка кодекса педагогического общения

2. Подготовка дополнительного материала по теме.




2


3

Всего:

72



^

3. условия реализации программы дисциплины



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета.
Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя

- посадочные места по количеству студентов

- учебно-методический комплект дисциплины
Технические средства обучения:

- плазменный телевизор

- компьютер с лицензионным программным обеспечением

- принтер, сканер

^

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

Литература


  1. Вердербер Р. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия.-СПб.;2010.

  2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб заведений - М.: «Издательский центр «Академия» 2004

  3. Гравицкий А. Основы деловой этики. – Ростов н/Д:Феникс, 2007.

4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.:Питер, 2009.

5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.:Питер, 2011.

6. Искусство управлять людьми/Сост.П.Ю. Константинов.-М:,2010.

  1. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб заведений - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

8. Кузнецов И.Н. 1000 способов расположить к себе собеседника. – Минск:Харвест, 2010.

9. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.:Смысл, 1999.

10. Мантула Л.В. Психология общения: Психологический практикум (руководство и рекомендации по выполнению психологических исследований). – Брянск: Издательство БСК, 2013.

11. Огнев И. Психологическая безопасность. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

12. Самыгин П.С. Социальная психология. – Ростов н/Д:Феникс, 2009.

13. Шапарь В.Б. Психология манипулирования/В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.:Феникс, 2008.

Дополнительные источники:

  1. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1988.

  2. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

  3. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М.,1988.

17. Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива - М., ТЦ «Сфера», 2005.
Интернет-ресурсы:

  1. Издательский дом «Первое сентября» www.gain.ru.

  2. Сайт «Все для детского сада» www.ivalex.vistcom.ru.

  3. Сайт института образовательной политики «Эврика» www.eurekanet.ru

Примерные темы рефератов:
1. Проблемы профессионального общения

2. Использование навыков позитивного взаимодействия в профессиональном общении.

3. Личностные детерминанты общения.

4. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.

5. Модели коммуникативного процесса и успешность деятельности.

6. Гендерные и возрастные особенности вербальной коммуникации.

7. Гендерные и возрастные особенности невербальной коммуникации.

8. Индивидуальные различия в использовании невербальных средств общения.

9. Коммуникативные барьеры.

10. Основные стратегии и способы взаимодействия в процессе общения.

11. Точность межличностного восприятия и характер отношений.

12. Структура коммуникативных умений и профессиональная деятельность.

13. Самопрезентация в общении.

14. Стиль общения как характеристика отношений.

15. Роль темперамента и характера в общении.

16. Деловая беседа, психологические аспекты.

17. Психологическая сущность вопросов в общении.

18. Комплименты как психологические приемы влияния на собеседника.
^

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.





Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

^ Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Уметь:

-применять техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности;

-использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

-анализировать, сравнивать понятия;

-самостоятельно находить в педагогической литературе информацию практического и теоретического характера.
Знать:

-психологические особенности общения;

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимодействия в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

- механизмы перцептивного процесса (идентификация, аттракция, казуальная атрибуция, эмпатия, рефлексия);

-основы организации эффективной коммуникации;


Текущий контроль:

  1. контрольная работа

  2. проверочная работа

  3. сообщение

  4. практическая работа









Похожие:

Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconЕ. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав

Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconЕ. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав

Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconЕ. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав
Мдк 03. 01Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconЕ. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав
Мдк 02. 02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников
Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconЕ. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав
Мдк 02. 06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconЕ. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав
Мдк 02. 01Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconО. А. Шагеева Зав

Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconО. А. Шагеева Зав

Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconФ. Я. Есенакаева О. А. Шагеева Зав

Е. В. Черноштан О. А. Шагеева Зав iconЛ. А. Северьянова О. А. Шагеева Зав

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©many.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов